Найти в Дзене

К вопросу о правильном прочтении "Реквиема" Ахматовой

Толик, негромко ругаясь, листал комментарии под видео с прочтением "Реквиема" Ахматовой. Бобик удил рыбу. Август. Озеро. Красота.

- Ты читал когда-нибудь "Реквием" Анны Андреевны? - Толик устало потёр глаза.
- Угу, - Бобик даже не обернулся.
- А слышал, как его читает вслух сама Ахматова?
- Угу
- Будешь так разговаривать, я больше с тобой на рыбалку не поеду, - Толик нахмурился.

На самом деле Толик был недоволен не увлечением своего друга, а тем, что ради этого пришлось встать с утра пораньше, а потом два часа тащится до этого злосчастного озера. Ну и конечно тем, что Бобик усердно игнорировал своего приятеля последние сорок минут.

- На вот, прочти теперь это, - Толик сунул свой телефон в руки друга.

Бобик минуту листал возмущённые комментарии: мол, Анна Андреевна - поэт, безусловно, замечательный, но вот чтец своих же стихотворений просто отвратительный. И между прочим, "Реквием" нужно читать вы-ра-зи-тель-нее. Выразительнее. Толик не знал, что ему нравилось больше: брови ли Бобика, грозящиеся улететь куда-то за пределы лба, или его нервные смешки.

- Ну, как тебе? - друг неудачливого рыбака сложил руки на груди.
- Это....что?
- Как что? Экспертное мнение, - Толик поднял указательный палец, - ладно, отдай.

Бобик продолжал смотреть на свои уже пустые руки. Толик выключил телефон, подумав, перекрестил его и убрал в карман. Воцарилась давящая тишина. И тут Бобик выдал: "А что значит, прочитать "выразительно"?" Толик сел рядом с другом и указал на поплавок:

Вот смотри, ты сидишь и напряженно следишь за своим возможным уловом. Если бы в этот момент я написал бы о тебе стихотворение, то для него выразительным прочтением было бы то самое напряжение, которое испытывает лирический герой. Или другой случай. Я, например, получил в подарок то, что давно хотел, и испытывал бы невероятную радость. А ты написал бы об этом поэму. Её выразительное прочтение заключалось бы во всепоглощающей эйфории.

Толик бросил камешек в воду. По зеркальной глади пошли круги.

Другими словами, выразительное прочтение - это прочтение, учитывающее и отражающее чувства и эмоции, вложенные автором в текст. Читать выразительно не равно театрально. Не равно вычурно или излишне экспрессивно. Вернее, не всегда равно.

- Хорошо, а что тогда не так с Ахматовой? - Бобик уже забыл о маячившем где-то поплавке.
- С ней-то как раз всё в порядке. Это с комментаторами не очень. Итак, почему Анна Андреевна читает свой "Реквием" не надрывно, не рыдая, не катаясь по полу, не крича о своей боли, а глухо, почти бесчувственно, немного отстранённо -
"не-вы-ра-зи-тель-но".

Первое - поэт стояла в очередях на передачу не одна, а среди множества других женщин, потерявших своих отцов, братьев, мужей, сыновей. Ахматова видела, что другим тоже больно, что им также плохо, а то и хуже, а потому и не жалела себя в поэме, более того, не делала её центром свои переживания. "Реквием" - это общее страдание всех тех, чьи родственники попали в застенки лагерей.
Второе - непонятная ситуация с Львов Гумилёвым (сыном Анны Андреевной) длилась семнадцать месяцев. Как думаете, после такого количества времени, проведённого в страхе за своего самого родного человека, можно ли ещё было театрально стенать? А может кричать от боли и от отчаяния? Или рыдать? Спустя полтора года? Вряд ли, ведь на момент написания "Реквиема" все слёзы несчастной женщины, матери были выплаканы, а голос сорван. Последнее, что у неё осталось - глухая боль где-то в груди. Вот почему именно с ней, отражённой в каждой строчке, нет, в каждом слове, Анна Андреевна читает свой "Реквием".

Поплавок едва дёрнулся.

- Конечно, никто не говорит, что такой вариант прочтения единственно верный, - Толик почесал затылок, - просто это глупо - упрекать Ахматову за невыразительное исполнение своей поэмы. И очень странно.

Поплавок дёрнулся сильнее.

- Господи, что ж это делается, - Бобик покачал головой, - никто что ли контекста написания "Реквиема" не знает или не вникает в саму поэму?
- Возможно, и то и другое, мой друг, - Толик вздохнул, - кстати, смотри.

Поплавок снова дёрнулся - стало ясно: клюнуло.

Бобик резко схватился за удочку. В один миг он вытащил из воды огромного Налима.
- Поздравляю, - Толик похлопал своего друга по плечу, - а теперь давай возвращаться в город.

Бобик собрал принадлежности для ловли рыбы (Налима утащил Толик) и скрылся в чаще.

Словно напевая своим обитателям колыбельную, шумел лес.