Эта статья является частью одной большой подборки. В ней, я выделил 3 категории игр с вариативным прохождением:
- Есть выбор, но он ненастоящий и приводит к одному прописанному финалу
- Игроку позволяют выбрать какие-то второстепенные моменты, которые не влияют на главный сюжет
- Игрок сам создаёт свой сюжет
В данной подборке будут только действительно качественные проекты, которые из-за своей разветвлённости могут войти во 2-ю и 3-ю категории. Сейчас же мы разберём исключительно RPG проекты, которые я специально оставил на эту часть.
Трилогия "Banner Saga"
Banner Saga уже разбиралась мной отдельно. Это по-настоящему уникальный проект являющийся жемчужиной среди большинства инди игр. Проект сделан очень своеобразным и полным деталей, которые позволяют раскрыть интересный мир фентезийной Скандинавии.
Игра полна различными выборами, которые представляют из себя ,наверное, одну из главных частей игры. Именно принятие различных сложных решений и разбор их последствий делает игру очень необычной и по-настоящему разветвлённой.
Disco Elysium
Disco Elysium это один из главных проектов 2019 года. Уже довольно долгое время не выходили серьёзные сюжетные RPG в интересном сеттинге. Здесь же нам предоставлена максимально не банальная история. Художественный стиль в духе раннего импрессионизма, электронная музыка, невероятно сочные нуарные диалоги - все очень гармонично сочетается между собой. Сюжет в игре - история об одном детективном расследовании в далёкой глуши. Мы в роли незадачливого детектива, который очнувшись от похмелья пытается осознать в каком мире он находится. Таким образом игра одновременно и ведёт своё повествование и помогает игроку погрузиться в этот безумный мир постсоветского устройства. Мир - безумная смесь самых разных теологий и политических идей с небольшими элементами мистики, которая порой действительно удивляет своей оригинальностью. Весь геймплей заключается в 3 моментах:
- Безумное количество диалогов с самыми разными персонажами и совершение различных выборов, которые повлияют, как и на ход расследования, так и на состоянии поселения в целом.
- Улучшение собственно ментально-физических характеристик персонажа. Начиная от банальной логики и телосложения и заканчивая более необычными, такими как "честь мундира" и концептуализм. Все эти характеристики активно используются во время общения с другими персонажами и взаимодействии с предметами.
- Изучение определенных идей, приходящих вам на ум в тот или иной момент времени. Так, вы ,например, можете решить что вы коммунист или феминист или уличный художник и отыгрывать соответствующую роль, что открывает разные пути прохождения.
Картинка в игре очень качественная и порой напоминает собой картины футуристов. Ну а музыкальное сопровождение очень грамотно встраивается в повествование и создаёт прекрасную атмосферу. Ну у игры на данный момент есть большой минус для любого русскоязычного геймера - игра полностью на английском и написана очень тяжёлым, но всё же красивым, языком, который моментально покорил меня.
Planescape Torment
Эта RPG игра понравится тем, кто хочет попробовать роль и благородного рыцаря, и последнего разбойника, делающего всё на благо себя. Сюжет Planescape Torment вертится вокруг Безымянного – загадочного персонажа, покрытого шрамами. Он прожил уже много жизней, умирал раз за разом, но возрождался. Безымянный хочет разобраться в своём прошлом. Есть у него и ещё одна важная характеристика – мировоззрение, на которое влияют действия в процессе игры, склоняя к добру или злу. А ещё все проблемы в игре вы сможете решить, как боем, так и красноречием.
В игре всего 4 концовки, но они настолько различаются, что их вполне достаточно для развития разных историй. Игру создали великие Black Isle, которые подарили нам в своё время первые две части Fallout. Я считаю, что этого вполне достаточно для того чтобы понять какого высокого уровня данный проект. Как и бывает у данной студии, вас ожидает огромное количество самых разных диалогов и возможностей для отыгрыша. По этой причине, я бы назвал игру "Средневековый Fallout".
Arcanum
"Арканум" вышел в далёком 2001 году и является первым проектом Troika Games, которую основали ключевые работники всё той же Black Isle. Главного героя заносит на одноимённый континент, где когда-то главенствовала магия, но теперь её пытаются вытеснить технологии. Во время путешествия вы встретите кучу квестов, причём почти каждый имеет несколько вариантов решения. Даже с разбойниками на мосту персонаж может договориться, а не драться сразу же. Или обратитесь к констеблю, правда, не факт, это не усугубит ситуацию. Все места, по которым вы пройдётесь, обязательно испытают на себе ваше влияние, так что моральный выбор тут тоже не на последнем месте. Я считаю игру одной из самых разветвлённых в принципе, и иногда она может действительно удивить количеством различных исходов в той или иной ситуации.
Ну, а что до героя, то он также может закончить по-разному. Может погибнуть, а может стать богом, если у него будет достаточно развит навык общения. В общем, в плане нелинейности, разработчики Арканума вытянули практически всё, что можно было вытянуть на тот момент, и на ограничение выбора действий здесь пожаловаться невозможно. Критики и игроки были в восторге, однако казуальных игроков не заинтересовал Арканум и после он затерялся во времени, так и не получив должного внимания. А игра является действительно одним из лучших стимпанков, который хоть и выполнен немного топорно, но всё же является очень крутым с точки зрения сюжета и дизайна.
Vampire: The Masquerade – Bloodlines
И на очереди ещё один проект Troika Games. Vampire: The Masquerade – Bloodlines - очень глубокая и интересная RPG в интересном вампирском сеттинге, сделанная на перспективном движке Source, но множество программных сбоев и плохая оптимизация графического движка, приводившие к длительным загрузкам, не позволили игре собрать большую прибыль, хотя фанатские патчи и модификации выходят и по сей день, продолжая ликвидацию многочисленных ошибок. Игра также вспоминалась в подборке интересных игр, недооценённых в своё время. Очень проработанная RPG c большим количеством классных задумок и неплохим стилем просто была погребена под грудой технических проблем. Но всё же, спустя время популярность к игре пришла, и она была оценена по достоинству, а оценить тут можно много чего...
Огромное количество различных заданий, вооружения, фракций, интересных персонажей, перков и путей развития, ну а также вариантов прохождения, как и отдельных заданий, так и сюжета в целом делает игру очень и очень реиграбельной и огромной. Открыть все возможные варианты прохождения и увидеть весь игровой контент можно лишь к прохождению 3-4, что поражает меня и по сей день.
Все игры серии Deus Ex
В не столь отдаленном будущем кибернетические руки и ноги, электронные глаза и микрочипы прямо в мозг потеснили собой дорогие планшеты и премиум-ноутбуки. В таком вот климате как грибы после дождя стали плодиться всевозможные корпорации, в секретных лабораториях которых ведутся различные кибернетически исследования. Известные политики, тайные организации и представители разных государственных структур - все ухватились за эту науку и ее разработки, способные перевернуть новую страницу в истории человечества. Награда победителю высока – от него будет зависеть, как будет развиваться этот мир и всё человечество. Таков мир Deus Ex. Мир закулисных интриг, секретных заданий и целей, которые оправдывают любые средства.
В таком мире нам предлагают серию увлекательных RPG, которые держатся на 4 главных столпах:
- Вариативность прохождения отдельных заданий и всего сюжета.
- Интересная история в продуманном мире киберпанка.
- Огромное количество диалогов и развитие своих социальных навыков.
- Боевая система, предлагающая создать свой подход к прохождению.
Все эти аспекты являются неизменными на протяжении уже многих лет. Спустя года игра приобрела более технологическую обложку, сменила молчаливого главного героя на, уже культового из-за количества мемов по нему, Адама Дженсена, стала больше похоже на шутер, но всё же осталась интересной серией RPG игр, где именно от действий нашего героя будет зависеть будущее, как и нашего города, так и человечества в целом.