Найти в Дзене
MAD TOSBY

Сильное плечо консерватизма: финский фильм «Дед, привет!» уже онлайн

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

В он­лайн-ки­ноте­ат­рах с се­год­няшне­го дня мож­но уви­деть «Дед, при­вет!» — ко­медий­ную ме­лод­ра­му о стол­кно­вении по­коле­ний, на­пол­ненную жи­вопис­ны­ми пей­за­жами сель­ской Фин­ляндии

«Дед, при­вет!» (2018) — эк­ра­низа­ция бес­телле­ра Ту­ома­са Кю­рё и сво­еоб­разный сик­вел ко­медии «Вор­чун» (2014), рас­ска­зыва­ющей о со­бира­тель­ном об­ра­зе по­селив­ше­гося вда­ли от ци­вили­зации по­жило­го «от­ри­цате­ля благ», ко­торый ока­зыва­ет­ся в го­роде. И хо­тя ко­ман­да и ак­тё­ры у про­ек­тов раз­ные, пер­со­наж ос­та­ёт­ся ве­рен се­бе.

В де­ревен­ской глу­ши уми­ра­ет же­на по­жило­го ас­ке­та Мь­еле (Хей­кки Кин­ну­нен), дол­гое вре­мя про­жив­ше­го вда­ли от сво­их сы­новей. На по­хоро­ны при­ез­жа­ют чле­ны семьи: братья Пек­ка (Яни Во­ланен) и Хес­су (И­ик­ка Форсс). Пер­вый дав­но жи­вёт в Брюс­се­ле и по­тому с при­сущим кон­ти­нен­таль­ным сто­лич­ным сно­биз­мом от­но­сит­ся к ро­дине — де­ревен­ской Фин­ляндии. Вто­рой бо­лее спо­ко­ен и всё вре­мя пы­та­ет­ся ми­рить от­ца и бра­та во вре­мя их склок. У де­душ­ки дей­стви­тель­но неп­ростой ха­рак­тер — он ка­нонич­но не­полит­коррек­тен: со­бира­ющих яго­ды на се­зон­ных ра­ботах ази­атов на­зыва­ет «ма­лень­ки­ми, но доб­ры­ми людь­ми», от­ри­ца­ет со­ци­аль­ные се­ти и Ин­тернет и, как по­рядоч­ный пред­ста­витель стар­ше­го по­коле­ния, счи­та­ет, что толь­ко мно­голет­ний труд зас­лу­жива­ет вни­мания. При­ез­жа­ющие родс­твен­ни­ки для не­го — оче­ред­ная не­удоб­ная му­ка, и при ви­де них слов­но по инер­ции за­жига­ет­ся ис­кра ста­рых по­жаров не­пони­мания. Ес­ли Хес­су де­ла­ет став­ку на воз­раст, то Пек­ка пы­та­ет­ся до­казать от­цу, что тот не прав, и ут­вердить­ся в его гла­зах. Ис­то­рия мог­ла бы за­кон­чится ещё на по­мин­ках, ес­ли бы Пек­ка не взял в Фин­ляндию свою дочь Со­фию (Са­ту Тул­ли Кар­ху) и же­ну Кат­ри (Эли­на Кних­ти­ля). Со­фия за­кон­чи­ла шко­лу и го­това пос­ту­пить в Прин­стон, а по­мимо по­хорон у неё зап­ла­ниро­вано так­же по­сеще­ние хель­синк­ско­го биз­нес-фо­рума, од­на­ко у судь­бы есть дру­гие пла­ны, и во­лею слу­чая Со­фия скры­ва­ет­ся у де­да на ху­торе, где на мно­го ки­ломет­ров вок­руг жи­вёт толь­ко прис­лу­шива­ющий­ся ко все­му со­сед Ко­лех­май­нен (час­то сни­мав­ший­ся у Ка­урис­мя­ки Су­леви Пел­то­ла).

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

«Дед, при­вет!» мог бы стать об­разцо­вой сель­ской ме­лод­ра­мой, од­на­ко за сен­ти­мен­таль­ностью са­унд­тре­ка и кар­тинки скры­ва­ет­ся ого­лён­ный про­вод стол­кно­вения нес­коль­ких со­ци­аль­ных сре­зов, на ко­торые на­низы­ва­ет­ся ос­новная кан­ва кон­флик­тов. Пек­ка — со­бира­тель­ный об­раз «ус­тавше­го фин­на». Это ус­пешный че­ловек, ин­ди­виду­алист, у ко­торо­го стро­гие пра­вила «со­ци­ализ­ма с че­лове­чес­ким ли­цом» вы­зыва­ют раз­дра­жение. Обя­зан­ность пла­тить прог­рессив­ный на­лог об­ре­меня­ет его, не­об­хо­димость быть чле­ном креп­ко­го об­щес­тва лишь раз­го­ня­ет же­лание ста­вить се­бя вы­ше. «В Фин­ляндии не при­нято быть по­лит­коррек­тным», — го­ворит Пек­ка, пус­ка­ясь в спо­ры с от­цом. Хес­су — спо­кой­ный го­род­ской жи­тель, на­пол­ненный сво­ими де­лами и же­ла­ющий заг­ла­дить кон­флик­ты. Ну и, ко­неч­но, Со­фия — пред­ста­витель кос­мо­поли­тич­ной мо­лоде­жи, с детс­тва рос­шая в Брюс­се­ле, в ко­тором го­ворят на ста двад­ца­ти язы­ках, ведь это са­мый ин­терна­ци­ональ­ный го­род Ев­ро­пы на­ряду с Ам­стер­да­мом. Со­фия ра­но поз­на­ёт секс, по­луча­ет во­дитель­ское удос­то­вере­ние и со­вер­шенно не гну­ша­ет­ся це­ловать­ся с чёр­ны­ми ре­бята­ми. Имен­но этот мно­гог­ранный ко­рабль на­ходит свою га­вань в ти­хой лес­ной оби­тели, где единс­твен­ные инос­тран­цы — всё те же ази­аты-бен­галь­цы, ок­ру­жив­щие де­да сво­ей лю­бовью. Стар­ческая праг­ма­тич­ность и вор­чли­вость соп­ри­каса­ют­ся с ис­крен­ностью мо­лодос­ти — ритм жиз­ни Со­фии те­перь дол­жен за­мед­лить­ся, что­бы по­нима­ние ве­щей ста­ло бо­лее яс­ным, а к де­душ­ке дол­жно вер­нуть­ся чувс­тво люб­ви, ко­торую он ис­пы­тывал ког­да-то к де­тям и их ма­тери.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Об­рамля­ет эту лич­ную ис­то­рию нес­пешная за­рисов­ка про­вин­ци­аль­ной жиз­ни быв­ше­го элит­но­го дач­но­го клас­те­ра рос­сий­ской им­пе­рии — фин­ны не ус­та­ют над этим сме­ять­ся. Твой зна­комый врач, ко­торый веж­ли­во здо­рова­ет­ся с то­бой в ма­гази­не, мо­жет в лю­бой мо­мент за­явить на те­бя в по­лицию за нез­на­читель­ное на­руше­ние. В рес­то­ране мо­гут поп­ро­сить не сме­ять­ся гром­ко — ибо «лю­ди едят». А страш­но сер­дя­щий­ся на Пек­ку Мь­ел­ле не смо­жет сдер­жать­ся, что­бы не от­пустить то­лику чёр­но­го юмо­ра в те­мах, ког­да по­лит­коррек­тная Ев­ро­па ста­ра­ет­ся мол­чать. Фин­ны ос­та­ют­ся чес­тны­ми с со­бой, изоб­ра­жая раз­го­воры, си­ту­аци­он­ный юмор и ха­рак­тер стар­ше­го по­коле­ния.

Это ки­но в пер­вую оче­редь о люб­ви и дви­жении, ко­торое есть жизнь. Соп­ри­кос­но­вение с иной судь­бой, по­пыт­ка по­нять её да­ют тол­чок не­ожи­дан­ным пос­тупкам — у нас са­мих. Ин­те­рес­ным ре­шени­ем ре­жис­сё­ра Тий­ны Лю­ми ста­новит­ся со­еди­нение ди­намич­ности и склад­ности по­вес­тво­вания с не­тороп­ли­востью дей­ствия. По­жилой че­ловек Мь­еле — цен­траль­ная фи­гура, и про­ис­хо­дящее буд­то вос­про­из­во­дит осоз­на­ние си­ту­аций свар­ли­вым, но муд­рым и ра­бочим че­лове­ком, ко­торый смот­рит на всё с прак­ти­чес­кой точ­ки зре­ния, а так­же неп­ло­хо пе­реда­ёт эту цен­ность дру­гим.

«Дед, при­вет!» (2018): в он­лайн-ки­ноте­ат­рах с 18 агус­та.