Найти тему

Ректоры ведущих авиационных ВУЗов о влиянии пандемии COVID-19 на подготовку будущих профи отрасли

Оглавление

Николай Африкантов, ректор Ульяновского института гражданской авфиации (УИ ГА):

Николай Африкантов, ректор Ульяновского института гражданской авфиации (УИ ГА)
Николай Африкантов, ректор Ульяновского института гражданской авфиации (УИ ГА)

​В полном объеме подготовить квалифицированного авиационного специалиста в дистанционном формате невозможно, особенно это касается пилотов и диспетчеров. Конечно, некоторые элементы отрабатываются на земле в период тренажерной подготовки, но полностью научиться управлять воздушным судном в удаленном режиме нельзя. Поэтому летная практика в институте продолжалась с соблюдением всех профилактических мер, но прерывалась на время карантина при выявлении заболевших. Это сказалось на сроках учебного графика и на сроках выполнения полетов курсантов выпускного курса.

В марте 2020 года наш институт перешел на дистанционный формат обучения. Этому способствовали информационно-­образовательный портал института, вузовская электронно-­биб­ли­отечная система (ЭБС), включающая учебные, учебно-­методические, научные издания, рабочие программы дисциплин. Доступ к ней и сторонним ЭБС был предоставлен круглосуточно.

Несмотря на то, что профессорско-­пре­по­да­ва­тель­ский состав института оперативно перешел на удаленный формат взаимодействия с обучающимися и использовал для этого ранее разработанные курсы с дистанционными технологиями обучающей среды Moodle, видеоконференции и другие форматы, — ​некоторые занятия по дисциплинам, при изучении которых требуется специализированное оборудование, а также часть промежуточной аттестации были перенесены на конец августа.

Насколько эффективно произошло внедрение дистанционных форматов обучения, покажут итоги промежуточной сессии и последующее применение знаний обучающимися на практике. В целом коллектив института успешно справился с поставленными задачами в этот сложный период. Однако эпидемия COVID-19 вскрыла ряд проблем: нехватка или низкий уровень лицензионных цифровых образовательных ресурсов, отсутствие курсов по узким специальностям, недостаточный уровень внедрения цифровых технологий современного уровня, разный уровень квалификации персонала в области применения цифровых технологий и т. д. Каждый вуз в короткие сроки создавал свои обучающие курсы, закупал или использовал информационные ресурсы, понес дополнительные расходы на техническое оборудование.

Решение проблем мы видим в создании общей информационной платформы для образовательных учреждений транспортного направления, к которой будут подключены все вузы гражданской авиации нашей страны. Это позволит сэкономить часть ресурсов вузов и наладить информационный обмен образовательными и научными достижениями с учетом специфики авиационной отрасли.

Николай Сухих, и. о. ректора Санкт-­Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУ ГА):

Жизненный опыт не всегда можно передать на расстоянии
Николай Сухих, и. о. ректора Санкт-­Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУ ГА)
Николай Сухих, и. о. ректора Санкт-­Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУ ГА)

Подготовка обучающихся в СПбГУ ГА всегда осуществлялась на самом высоком уровне и на это ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекцией COVID-19, никаким образом повлиять не может. Вместе с тем, при освоении образовательных программ с помощью дистанционных технологий университет столкнулся с рядом трудностей на начальном этапе, однако профессорско-­преподавательский состав и студенты совместными усилиями их преодолели.

Посредством собственной электронно-­информационной образовательной среды, которая действовала в университете достаточно давно, и сервисов удаленной видеоконференцсвязи университетом проводились учебные занятия, промежуточные аттестации и государственная итоговая аттестация.

Обучение с помощью дистанционных технологий не уступает в своей эффективности так называемому традиционному, однако стоит учитывать, что взаимодействие преподавателя и студента, которое происходит в «очном формате», не может быть заменено даже видеоконференцсвязью, поскольку обучающийся при взаимодействии с преподавателем «очно» получает и жизненный опыт, в том числе опыт действия в той или иной сложной ситуации, который не всегда можно передать словами на расстоянии. Но на данный момент полагаем, что опыт дистанционного взаимодействия будет востребован, например, при освоении образовательных программ по заочной форме обучения.

Трудности на начальном этапе возникли у будущих пилотов и диспетчеров, поскольку практические занятия на тренажерах и полеты на воздушных судах не могут быть проведены дистанционно. Благодаря соответствующим указаниям учредителя университета — ​Федерального агентства воздушного транспорта, а также мерам безопасности, направленным на предупреждение распространения инфекции, принятым в университете, будущие пилоты и диспетчеры в полном объеме выполнили практическую часть, необходимую на данном этапе обучения.

В части проведения практической подготовки в новом учебном году, в том числе пилотов и диспетчеров, университет будет действовать по ситуации, ориентируясь на рекомендации учредителя и органов государственной власти.

Внесение изменений в федеральные государственные образовательные стандарты будет являться логическим продолжением осуществляемых государством в настоящее время действий. Считаем возможным рассмотреть вопрос об изменении нормативных сроков получения образования, указанных в федеральных государственных образовательных стандартах, при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, к которым можно отнести, в том числе эпидемии и пандемии.

Сергей Новиков, ректор Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ):

«Удаленка» не дает отсидеться в аудитории за спинами однокурсников
Сергей Новиков, ректор Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ)
Сергей Новиков, ректор Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ)

Дистанционный формат обучения перестроил логику учебного процесса, но не отразился на его качестве. Минобрнауки на этот период расширил полномочия вузов, снял излишние бюрократические барьеры, и это позволило нам быстро адаптироваться к новым требованиям.

Студентам пришлось много работать самостоятельно, и если раньше можно было отсидеться в аудитории за спинами однокурсников, то дистанционная работа потребовала результата от каждого студента. Преподаватели максимально эффективно старались донести материал до обучающихся, предоставляя им не только классические электронные ресурсы, разработанные по дисциплине, но и активно вели занятия в режиме видеоконференций, общались в мессенджерах, социальных сетях, обширная электронная библиотечная среда позволила работать с большим количеством источников информации.

Дистанционные технологии не являются принципиально новыми, они давно используются в учебном процессе, но их применяли не все преподаватели. Раньше для массового обучения не использовались платформы Zoom и виртуальные доски miro, а за последние полгода они стали обыденными инструментами. Сейчас наша задача — ​постоянно улучшать качество представленных учебных материалов. Для этого мы планируем включить дополнительные баллы за разработку и внедрение электронных образовательных ресурсов в эффективный контракт с преподавателями.

Очевидно, полностью заменить живое общение дистанционное обучение не может. Но сочетание разных форматов открывает нам новые возможности оргаaнизации учебного процесса. Так, некоторые предметы могут изучаться по электронным образовательным ресурсам, а высвобождающееся аудиторное время можно использовать для увеличения числа практических занятий.

Для любой инженерной специальности, а их подавляющее большинство в университете, отработка практических навыков имеет важное значение. Для того чтобы такие навыки сформировались, проводились виртуальные лабораторные работы, цифровые двой­ники заменили стенды. Да, обучающиеся в лабораториях руками не собирали схемы, но все это они проделали в цифровой среде и получили необходимые компетенции. Наши выпускники успешно защитили свои выпускные квалификационные работы в режиме видеоконферецсвязи.

Считаю, что пандемия не должна служить катализатором изменения федеральных государственных образовательных стандартов. Должны измениться методики преподавания, виды контроля, критерии оценки знаний и умений обучающихся, методы оценки качества образования.

Альберт Гильмутдинов, ректор Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ):

Обучение в течение всей жизни — ​это девиз системы образования
Альберт Гильмутдинов, ректор Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) ​​
Альберт Гильмутдинов, ректор Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) ​​

​Коронавирусная «удаленка» для вузов стала неким водоразделом и проверкой на прочность существующих ресурсов дистанционного обучения. Однажды нами было принято решение на перспективу, которое позволило без потерь в качестве преподавания преодолеть этот сложный период. КНИТУ-КАИ уже более семи лет активно внедряет в образовательный процесс элементы дистанционного образования. И, прежде всего, это LMS Blackboard — ​профессиональная система, позволяющая реализовать абсолютно все современные возможности. На базе портала КНИТУ-КАИ реализована электронная образовательная среда университета, включающая в себя библиотечные ресурсы, личный кабинет сотрудника и преподавателя и многое другое. Кроме того, активно ведется работа по созданию массовых открытых онлайн-­курсов.

Система образования «неповоротлива», и в этом ее плюс, но события вынуждали оперативно реагировать на вызовы, быть гибче. Все уровни образования сделали в ходе событий весны-2020 важные выводы: дистанционное обучение никогда полностью не сможет заменить традиционное в тех направлениях, где задействована практика, инженерия и медицинская сфера. Отмечу, что и гуманитарному блоку тоже тяжело «на удаленке» без прямого контакта. Смешанная система КНИТУ-КАИ, сочетающая традиционные аудиторные формы с элементами онлайн-­обучения, является гармоничным продолжением глобального тренда электронного образования.

Во время карантина не проходили лабораторные работы, но студенты не были лишены практической части. «Авиастроение», «Энергетическое машиностроение», «Теплоэнергетика и теплотехника», «Машиностроение», «Конструкторско-­технологическое обеспечение машиностроительных производств», «Двигатели летательных аппаратов», «Электроэнергетика и электротехника», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» — ​озвучена только часть направлений подготовки, которые требуют обязательных практических занятий. Университет нашел выход в применении видео-­практик. Учащиеся не могли потрогать руками, но были в состоянии наблюдать за технологическим процессом. Защита выпускных работ также проходила удаленно. Здесь на помощь пришла система Microsoft Teams.

Эпидемия стала катализатором, ускорившим развитие множества процессов и подчеркнувшим слабые места в системе образования. Мы приближаемся к новой реальности, зная точно, что все накопленные традиции мы сохраним. Обучение в течение всей жизни — ​это девиз любого, кто находится в системе образования. Главное — видеть решение вопросов и использовать положительный опыт.

Читайте также:

-6