Найти тему
Crazy Historian

Шаманизм: пантеон божеств

Шаманизм - древнейшая форма религиозного мировоззрения. В каждой местности, где такие верования распространены, существуют свои местные культы предков. Однако можно выделить некоторые общие для всех позиции. Сегодня мы будем говорить о шаманской традиции, распространенной в Монголии, Бурятии, Тыве и на Алтае, не затрагивая шаманские практики народов Африки и Америки.

Шаман за работой. Фото турагентства «Кайлаш».
Шаман за работой. Фото турагентства «Кайлаш».

Приверженцы шаманизма полагают, что Вселенная состоит из трех уровней: небесного, земного и подземного (этот момент общий для всех религий). Эти миры располагаются один под одним, в вертикальном порядке. Самый верхний - небесный, средний - земной, нижний - подземный. 

Верховное божество в шаманизме - Вечное Синее Небо (Тенгри, Тэнгэри). Небо олицетворяет принцип разума и высшей справедливости, своего рода «логос», организующий весь миропорядок. Предстает в мужском антропоморфном образе. Эта сила как мужчина дарует семя жизни (здесь невольно напрашиваются аналогии с античной или скандинавской мифологией, где верховный бог выступает и как «Всеотец»). 

Проведение шаманского ритуала. Фото турагентства «Кайлаш».
Проведение шаманского ритуала. Фото турагентства «Кайлаш».

Средний уровень - Земля (Этуген, Итуген, Улгэн Эхэ). Она дарует все формы жизни. Часто изображается едущей на сером быке (вспомним похищение Европы). 

Но Тенгри и Этуген не одиноки в мире богов, у них есть дети и внуки, которые делятся по четырем сторонам света и олицетворяют природные стихии и небесные тела. Они тоже активно влияют на мир людей. У каждой горы тоже есть свое божество. Удивительно, что люди, вне зависимости от региона происхождения, всегда обожествляли горы! 

Гора Лев в Тарбагатайском райне (Республика Бурятия) - священное место шаманизма. Фото автора.
Гора Лев в Тарбагатайском райне (Республика Бурятия) - священное место шаманизма. Фото автора.

Кроме этих божеств, есть их более мелкие «коллеги», которые управляют ущельями, скалами, сопками, реками, являются хозяевами отдельных небольших местностей. Духи умерших предков людей, «онгоны», тоже нашли свое место в мире духов. Именно с духами низших ступеней работает шаман, чтобы помочь человеку, так как они - посредники между миром людей и высшими сущностями.

Алтарь поклонения духам местности (Республика Бурятия). Фото автора.
Алтарь поклонения духам местности (Республика Бурятия). Фото автора.

Подземным миром управляет Эрлик, он судит души умерших за поступки, совершенные при жизни. Только избранные, чистые души становятся онгонами, защитниками своего рода. Те, кто совершал при жизни дурные дела, становятся «боохолдой», духами-скитальцами, которые могут быть достаточно опасны для человека.

У бурят, живущих в Забайкайле, особым почетом пользуются тринадцать северных хатов, потомков Вечного Синего Неба. Они восседают по кругу на великим озером Байкал и охраняют всю прилегающую территорию и проживающих на ней людей и животных.

Конечно, в статье представлено очень краткое изложение мировоззрения шаманизма, оно гораздо глубже и разнообразнее. Но в его основе всегда лежит представление о Мире как о единой экосистеме, в которой человек - не господин, а маленькая часть великого целого.