Само название этой главы кажется, на первый взгляд, немного странным. Зачем мирить? Они что, в ссоре?
Но если хорошо подумать, вспомнить различные публикации в СМИ, послушать разговоры бабушек на лавочках, мамочек у детских песочниц, самих медработников в курилках и группах известных соцсетей, то уверенно скажешь: «Да, в ссоре. И ещё в какой!»
Пациенты жалуются на врачей, вменяют им в вину некомпетентность, безответственность, равнодушие и черствость, мздоимство, а иногда даже жажду навредить больному.
Они подозревают медиков в купле дипломов, устройству в институт и на работу по блату, сговоре с фармацевтическими компаниями, сокрытии врачебных ошибок коллег, вымогании взяток и желании непременно достать какой-нибудь орган у еще живых людей с целью его продать и незаконно обогатиться.
Врачи, в свою очередь, ругают пациентов за хамство, склонность винить в своих проблемах других людей, наплевательском отношении к своему здоровью, перекладывание ответственности за него на плечи докторов. Они обвиняют больных за то, что те считают врачей обслугой, требуют от медиков невозможного, а сами не выполняют и подвергают сомнению любые предписанные им назначения.
Осуждают всеобщее оглупление населения и обесценивание медицины как высокой миссии и привилегированной области жизни общества.
Все это обоюдное недовольство весьма успешно подогревают разные СМИ. В газетах и журналах печатаются разгромные статьи про врачей-убийц, «оборотней» в белых халатах, коррупционеров от медицины, залечивших до смерти ни в чём не повинных людей. Душераздирающие истории часто сопровождаются провокационными призывами наказать обнаглевших эскулапов, посадить их на длительные сроки, чтобы другим неповадно было.
Причем, это пишут и вещают, как правило, не имеющие профильного образования, не разбирающиеся в медицине люди, основываясь часто на недоказанных голословных обвинениях таких же необразованных в этой сфере обиженных граждан.
Карательные органы, в свою очередь, старательно помогают вести эту бессмысленную борьбу. Создаются специальные комиссии по расследованию преступлений медработников. Каждый случай, когда лечение больного идет не по желаемому пути, рассматривается под лупой и выставляется врачебной ошибкой, халатностью, а иногда и злым умыслом с целью членовредительства.
И нет конца и края этому, не побоюсь этого слова, непотребству.
Такое ощущение, что это стравливание врачей и пациентов кому-то очень выгодно. Иначе как объяснить такие иррациональные вещи?
Иногда хочется крикнуть: «Люди, остановитесь! К чему эта борьба, не на жизнь, а на смерть? Она, как минимум, странна, бессмысленна и вредна обеим сторонам.»
Какую пользу она приносит больным?
Ответ: никакую, один только вред. Ненависть медработников, дальнейшее ухудшение качества медицинской помощи и перевод ее в разряд услуг ( а услуги, как известно, платные), окончательное добивание бесплатной медицины, перевод все исключительно на денежные рельсы.
Получается: есть деньги, лечись, нет — так сиди.
Какая польза от такого положения вещей врачам?
Ответ: весьма сомнительная. Опять же, ненависть пациентов, повышение количества жалоб и заявлений в следственные органы, невозможность думать об интересах больных, потому что попираются собственные права и интересы. И так далее, и тому подобное.
И здесь, как всегда, возникают наши извечные два вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?»
Первый мы все очень любим. Искать виноватых — наипервейшее дело. И правда, кто-то же должен быть виноват во всех наших несчастьях, ошибках, промахах и неблагоприятных обстоятельствах. Кто-то, но, конечно, не мы.
И в разгуле взаимной нелюбви медиков и больных тоже должны быть они самые, виновные. Это, по разумению современного обывателя, самое главное: найти и наказать. Тогда сердце успокоится. На время. До следующего поиска виноватых.
А если серьёзно, то так ли уж важен этот вопрос? Что-то изменится? Что-то улучшится? Все мы сразу всех полюбим? Станем братьями? Перестанем шпынять друг друга?
Ясно же, что нет.
Поэтому, видимо, важнее второй вопрос: «Что делать?» Этот великий вопрос, заданный когда-то давно нашим классиком, актуален и тогда, и в наши дни, и будет важным в будущем.
Так, действительно, что же делать? С чего начать? Или с кого?
А может быть, начать каждому с себя?
Властям:
Понять, наконец, что медицина — не сфера услуг, а врачи — не мальчики и девочки для битья, а высокооплачиваемые уважаемые, хорошо подготавливаемые специалисты благороднейшей и незаменимой области нашей жизни. Что больные люди — полноправные граждане нашей страны, достойные получать своевременную качественную медицинскую помощь, гарантированную государством.
Исполнителям этой самой власти различных рангов:
Уяснить, что карать и экономить на важном — не лучшие методы работы, что это никому не приносит пользы. Дайте врачам достаточно времени, чтобы поднять голову, оторваться от пятьсот пятой бумажки и посмотреть на пациента. Расскажите в СМИ не сомнительную историю про ошибочно отрезанную ногу, а про то, как ежедневно в сотнях больниц и машинах скорой спасают пациентов, скольких выздоровевших, поглядевших одним глазом на тот свет, каждый день выписываются и продолжают радоваться этой жизни.
Перестаньте прессовать медиков за неудачные попытки вытянуть с того света тех, кому пришло его время. Поймите, что нет и не может быть у врача желания и задачи убить больного. Но врач — не Бог, а человек. У него есть семья, дети, близкие. Лишая его возможности рисковать ради спасения пациента из-за страха сесть в тюрьму, вы лишаете больных последнего шанса.
Медицинским работникам:
Осознать, что постоянное повышение своего профессионального уровня — ваша задача на всю жизнь. Что хамство по отношению к больным и унижение своих коллег, самоутверждение за счет других никогда не принесет ни уважения, ни счастья, ни материального достатка. Что деньги — средство, инструмент, а не самоцель. Что существует библейский принцип, работающий во все времена: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.»
И, наконец, пациентам, коими мы все являемся:
Помнить, что любой врач, не зависимо от того, нравится он вам или нет, это человек, который ради облегчения ваших страданий минимум 6 лет грыз гранит медицинской науки, вскрывал трупы, сдавал бесконечные экзамены, набивал болезненные шишки на практике, который сейчас не спит ночи, взваливает на себя тяжелую ответственность за исход лечения вас и ваших детей. А потому нужно относиться к этому человеку (не Богу!), как минимум, уважительно, вести себя вежливо, доверять (не доверяете — идите к другому) и выполнять все то, что назначено. Иначе, зачем врач? Интернет вам в помощь.
Обеим сторонам нужно понять, что у нас одна цель — здоровье и успех в лечении. А для этого надо не бодаться, а объединять усилия, дуть в одну дудку. И тогда будет толк, взаимоуважение и радость от совместных достижений.
Следовательно, мириться мы должны сами.
Давайте помиримся вопреки всему. Это взаимовыгодно и продуктивно.
Подписывайтесь на мой канал.