Найти тему

«V» — значит вакцина

Оглавление

Владимир Путин объявил, что вакцина от коронавируса COVID-19, изготовленная в институте им. Н.Ф. Гамалеи, прошла процедуру регистрации. В ближайшее время ожидается запуск ее в массовое производство. Казалось бы, вся планета должна выдохнуть: наконец-то пандемия будет остановлена. Но нет. Мировое сообщество в большинстве своем не спешит восторгаться гением русских ученых. Более того, яд скепсиса сочится едва ли не из каждой публикации зарубежных СМИ. Что тому причиной? Следует ли доверять отечественным эпидемиологам? Почему новая «холодная война» способна помешать медицинскому прогрессу? Ответы на эти и другие вопросы попытался найти Анзор Сабанов.

Долгожданная, но неожиданная

Старт гонке за первой в мире вакциной от коронавируса был дан чуть ли не с появлением первых признаков пандемии. На сегодня, по разным данным, попытки создать панацею предпринимают порядка 170 организаций по всему миру. Среди них многообразные НИИ, академии, гиганты фарминдустрии. Такое представительство вполне понятно: приз за победу в этом, как бы цинично ни звучало, соревновании весьма ценен. Мировое признание, новые рынки и, конечно, огромная, невероятно огромная куча денег. Доллары, евро, юани, даже биткоины, — огромные суммы в разных валютах обещаны государствами и миллиардерами планеты за изобретение вакцины.

И вот первыми среди всех о создании вакцины объявляют русские. Те самые, против которых действуют санкции. Русские, которые объявлены апологетами политпропаганды, а отдельными оппонентами уже внесены за номером один в папку «Мировое зло». Значит ли это, что наши ученые не могли создать вакцину? Вовсе нет. Тем, что лаборатории России вполне способны победить эпидемию, другую потенциальную болезнь, сегодня никого не удивишь. Так, например, ими разработана и активно применяется вакцина против лихорадки Эбола, которая несколько лет назад до чертиков пугала весь просвещенный мир. Что же не так на этот раз?

Что ж, вот перечень того, что настораживает западных исследователей:

  • слишком короткие сроки разработки вакцины;
  • слишком малые группы испытуемых — в районе 100 человек, тогда как для официальной регистрации требуется несколько тысяч;
  • политическая ангажированность вопроса — русским важно стать первыми, чтобы утереть нос Западу;
  • недостаток квалификации разработчиков вакцины в сравнении с представителями так называемой «большой фармы».

Все эти соображения высказывались как за рубежом, так и внутри России еще до официальной регистрации вакцины. В частности, «повременить» отечественный Минздрав просили Ассоциация организаций клинических испытаний, Всемирная организация здравоохранения и ряд других профильных ведомств. Но Минздрав временить не стал. И на днях мир познакомился со «Спутником-V». (К чему эта параллель с первым искусственным спутником Земли, конечно, не совсем понятно, ну да ладно.)

При этом нельзя сказать, что отечественное здравоохранение полностью проигнорировало причитания западных коллег. Нет. Просто не посчитало их вразумительными, дав ответ по каждому пункту:

  • опыт российских эпидемиологов достаточен, чтобы в кратчайшие сроки разрабатывать подобные вакцины (в данном случае основой послужила та самая вакцина против Эболы);
  • испытания вакцины не останавливаются на малых группах, после регистрации они будут продолжены, и до выпуска первых партий тестовые уколы получат уже тысячи человек;
  • политическая ангажированность — палка о двух концах. Запад, в частности «большая фарма», критикуя российскую вакцину, пытается выиграть время для создания своего лекарства, а следовательно — для захвата рынка;
  • профессионализм российских эпидемиологов не может быть подвергнут сомнению. Наследники тех, кто в свое время победил оспу, априори не могут быть непрофессионалами.

И так далее по списку. На каждое сомнение западных исследователей и СМИ — отечественный довод. Самый главный из которых — это, безусловно, заявление Владимира Путина о том, что его дочь получила вакцину от коронавируса и прекрасно себя чувствует. К слову, президент крайне редко говорит о дочерях. В свете этого нынешнее его заявление, безусловно, приобрело дополнительную вескость. И всё же, споры вокруг «Спутника» не стихают. И видимо, стихнут еще не скоро.

-2

Чистая логика

Что остается обывателю, не сведущему ни в делах медицинских, ни, тем более, в политических хитросплетениях? Пожалуй, только две вещи — чистая вера и чистая логика. Причем первое — это весьма сомнительная штука. А вот второе… Давайте займемся построением логических суждений. Ну, или просто поиграем в вопрос — ответ.

1. Может ли вакцина быть плохой только потому, что ее изобрели русские? Конечно нет. Это вообще какой-то медицинский расизм.

2. Может ли быть она плохой, если русские поторопились? Вполне, ибо от ошибок никто не застрахован.

3. Может ли быть вакцина плохой, если ее критикует только западная фармацевтика? Опять же нет, поскольку тут замешан откровенный финансовый интерес.

4. Может ли она быть хуже западной с учетом того, какие средства вкладываются в научные разработки «большой фармы»? Да, может. Потому как суммы, которыми способны оперировать эпидемиологи частных компаний, в разы превышают экономические возможности отечественных институтов.

Дальше сами. А уже на основании ответов можно прийти к определенным выводам. Для чего? Чтобы ответить на главный вопрос: стоит ли прививаться от коронавируса? Благо дело это, как пообещали российские власти, сугубо добровольное.

И еще несколько мыслей по поводу вакцины. В 60–70-х годах XX века врачи всего мира объединились в борьбе с оспой, инициатором борьбы выступил Советский Союз. Тогда тоже было много споров, сомнений, но здравый смысл восторжествовал. Спасение миллионов человек оказалось более важным делом, чем «холодная война». Хочется верить, что и сегодня здравый смысл окажется сильнее геополитических амбиций. И Запад — нет, не обязательно признает русскую вакцину идеальной, но хотя бы снизойдет до ее апробации. А уже в случае успеха признает достижение российских эпидемиологов.

Вообще, конечно, печально, что политика запустила свои щупальца повсюду. Ее жертвами уже стали спорт, музыка, кинематограф… Похоже, на очереди медицина. Отдает Средневековьем, когда любого, предложившего панацею от чумы, могли в три вдоха поднять на костер, как еретика или ведьму. Мракобесие, взявшее паузу длиною в несколько веков, похоже, возвращается. И это пугает куда сильнее, чем сам коронавирус.

Впрочем, встречаются в этой мешанине из политики и мракобесия — и проблески разума. Порядка двадцати стран мира выразили интерес к российской вакцине. Латинская Америка, Азия, Арабский пояс, Восточная Европа. Они не бьют себя в грудь, мол, купим обязательно, но и не отказываются от предложенного потенциального избавления от пандемии. И в случае подтверждения качества вакцины готовы принять медицинскую помощь от России. И это уже похоже на нормальный диалог.

Всё остальное — большая возня вокруг вируса, который ежедневно убивает тысячи людей.

Анзор САБАНОВ
Фото из открытых источников