Найти в Дзене
РОЛЬФ

Porsche 911: история поколений

1 поколение, Porsche 901

Первые мысли о новой модели стали посещать Фердинанда Порше-старшего еще в 50-е года прошлого века – тогда, когда он понял, что часы Porsche 356, самой его массовой модели, сочтены. Действительно, ну сколько можно «паразитировать» на бюджетной платформе «Жука»? Его сын и внук, «Ферри» и «Бутци», которым была поручена разработка преемника, от заднемоторной компоновки отказываться не стали, но платформу создали принципиально иную: с МакФерсоном спереди и диагональными рычагами сзади.

Особым хитом стал шестицилиндровый оппозитный (настоящий – с углом развала в 180 градусов) двигатель воздушного охлаждения, расположенный «в багажнике». Для спортивных автомобилей такая компоновка была настолько нестандартной, что даже третий член команды создателей, Эрвин Коменда, был ее противником и считал, что она «долго не проживет». Но, быстренько разработав несколько прототипов и испытав их, Порше нарекают самый удачный именем 901 и выставляют на Франкфуртском салоне 1963 года.

Автомобиль вызывает огромный интерес как у покупателей и журналистов, так и у… компании Peugeot, которая, оказывается, запатентовала все трехзначные цифры с ноликом посредине на всю жизнь вперед. Ввязываться в непредсказуемые судебные склоки Порше не стали, и перерисовали 0 на 1. Уже через полтора года, в 1965-м, появился Porsche 912 – для тех, кому было многовато 2 литров, 130 сил и, главное, 6500 долларов за авто. «Четверка» 1,6, тоже оппозитная, выдавала 90 сил и стоила дешевле.

И это не сарказм – для неопытных водителей Porsche 911 правда был опасен. При сбросе газа в поворотах его корма моментально срывалась в занос, а руль грешил «избыточной управляемостью». Однако спортсмены и гурманы драйва сразу поняли фишку машины, стали гонять на «911-м» по извилистым трассам и выигрывать на нем сложнейшие ралли типа Монте-Карло.

-2

2 поколение, Porsche 930

Строго говоря, сам завод не разделяет «классический Porsche 911» на два поколения, да и вообще, оно весьма условно. Сложно даже понять, с какого момента начинать отсчет «второй генерации» - то ли с 1974 года – обиходное «G-modell» соответствовало его буквенному коду, то ли с 1975-го, когда появился Porsche 911 Turbo, или, по-внутризаводскому, «тип 930».

Оставим споры историкам, перечислим изменения. Несмотря на то, что шасси осталось неизменным, новинок было много. Новейший механический инжектор Bosch K-Jetronic и 4 инерционных ремня безопасности, полностью переделанный салон с мультиконтурными сиденьями, магнитолой и прочими плюшками, кузова тарга, ну и, конечно же, знаменитый турбомотор.

Первые двигатели с турбиной представляли собой трехлитровые Carrera RS с адаптированной под них турбосистемой от гоночного Porschе 917. Машинка получилась как мощной (260 л.с.), так и еще более требовательной. Для того, чтобы обуздать ее нрав, конструкторы расширили заднюю колею, поставили огромное антикрыло сзади и спойлер спереди. В 1978-м объем увеличился до 3,3 л, а мощность – до 300 л.с.

Ле-Ман, Себринг, Дайтона – все трассы покорились Porsche 911 Turbo (а точнее, спортивной версии 935, с 845-сильным мотором). Да что там треки – специально подготовленный полноприводный Porsche 953 Turbо в 1984 году выиграл «Париж-Дакар». Параллельно выпускались «доступные» 911 Carrera с атмосферным 3,2-литровым мотором на 231 л.с., с полным электропакетом, и – с 1982-го – с кузовом кабриолет.

-3

3 поколение, Porsche 964, 1989-94

Снова у Порше понимали, что надо что-то менять, но теперь уже не понимали, что именно и как. С одной стороны, классический 911 был ужасно архаичным, а с другой – невероятно популярным. Но, как и раньше, компании удалось найти компромисс между инновациями и классикой. Porsche 964 был не то чтобы узнаваемым – визуально выглядел копией, несмотря на то, что имел 83% абсолютно новых деталей.

Начать хотя бы с привода. Первые «964-е», появившиеся в 1989 году, назывались Carrera 4, ибо были… полноприводными купе. Carrera 2, а с ними кабриолет и тарга, появились лишь год спустя. Вообще, с этого поколения Porsche начали более серьезную борьбу за управляемость – и, соответственно, за клиентов. В базе появились АБС и ГУР, в списке опций – антипробукс, климат-контроль, задний дифференциал и Tiptronic.

Объем мотора вырос до 3,6 литра, а мощность – до 250 л.с. в атмосферном варианте и 360 в турбированном. Сильно изменена была подвеска – передняя, как уже известно, получила возможность подключения приводов, а задняя получила запрограммированную деформацию и автокоррекцию угла сход-развала. Существовала возможность изменения дорожного просвета – посредством регулировки нижней опоры пружины.

-4

4 поколение, Porsche 993, 1994-98

Новая генерация Porsche 911 стала более обтекаемой, не перестав быть обтекаемой. В начинке она также осталась стопроцентной классикой: оппозит, заднемоторный, с воздушным охлаждением. Даже рабочее место водителя сохранило привычную фамильную обстановку. Говорят, лишь задняя подвеска стала абсолютно новой, но сложно понять, в чем именно.

Объемы двигателей снова выросли, как и их мощность. Сначала тип 993 выпускался в трех модификациях: 911 Carrera 4, 911 turbo, и 911 Carrera RS, впоследствии к ним добавились Carrera S и 4S. Мощность безнаддувных стартовала с 272 л.с. и увеличилась до 300, турбомоторы выдавали 408 л.с. Коробки – МКПП-6 или 4-ступенчатый «типтроник».

Как видим, эта генерация не отличалась ни инновациями, ни какими-либо эпохальными свершениями. Тем не менее, внешность «993-го» по всему миру считают самой красивой и удачной. Ну а еще – это был последний Porsche 911 с двигателем воздушного охлаждения – концепцией, 34 года продержавшейся на конвейере.

-5

5 поколение, Porsche 996, 1997-2004

Новый автомобиль стал настолько необычным, что едва был не проклят поклонниками марки. Мало того, что двигатель получил водяное охлаждение (хорошо хоть, что остался оппозитным), так и еще и внешность была «изуродована»: утративший знаменитые овальные фары Porsche 911 стал похож на дешевый Boxster. Фанаты по всему миру пооткрывали закрытые клубы «тех самых 911-х», куда владельцам новинок вход был заказан.

«Ограбили» и салон: из него понемногу начали исчезать натуральные материалы, уступая композиту и искусственной коже. В 2001 компания провела «успокоительный» рестайлинг, но сердца поклонников растопил не он, а появление облегченных версий GT, лишенных некоторого оборудования для снижения веса. Эти машины имели легкие керамические тормоза, шесть отдельных цилиндров и алюминиевый картер с воздушным охлаждением и легендарной системой сухой смазки. Стоит ли удивляться, что именно в этот период Porsche стал абсолютным чемпионом Ле-Мана – рекорд в 18 побед не побит до сих пор.

-6

6 поколение, Porsche 997, 2005-11

Однако далее дразнить покупателей компания не стала, и… вернула овальные фары! Интерьер также был переделан – в стиле предыдущих поколений, но при этом смотрелся современно и в меру строго. Сама компания позиционировала тип 997 как «самую быструю и совершенную модель». Действительно, самая простая Carrera выдавала «всего лишь» 325 л.с., Carrera S – 355. При этом система полного привода прекрасно держит дорогу – это вам не 911 первых поколений, неподвластный домохозяйкам, а «реактивный самолет, на котором можно возить детей в школу», поскольку в отличие от других спорткаров, в Porsche 911 4 места.

Слова, конечно же, принадлежат ведущим Top Gear. Они же назвали 997 GT3 RS «улучшенной версией улучшенной версии улучшенной версии самой лучшей машины в мире». А еще у типа 997 были версии Turbo, Carrera GTS, ограниченная серия GT2 RS. Моторы – мощностью аж до 620 л.с., разгон до 100 км/ч – чуть более 3 секунд. Можно сказать, что в этом поколении Porsche 911 окончательно «озверел», превратившись в один из лучших – и красивых – спорткаров.

-7

7 поколение, Porsche 991, 2011-19

Новое поколение – новые расстройства для пуристов. Поводы более чем достаточно: электроусилитель руля, роботизированная трансмиссия, не говоря уже о прочих системах «старт-стоп». Однако внешность осталась классической, масса уменьшилась за счет применения специальных сталей и алюминия, а за счет переноса задних колес улучшилась и развесовка.

Классику привычно разбавили современными решениями: непосредственным впрыском, активными опорами двигателя, двойным сцеплением.

На это поколение пришлось много знаковых событий: выпуск миллионного Porsche 911, появление самого мощного 700-сильного GT2 RS – рекордсмена Нюрбургринга, получение премии World Performance Car в 2012 году. В 2018 году, на свое 70-летие, компания представила Porsche 911 Speedster – его выпуск ограничили 1948 экземплярами. Атмосферный мотор этой модификации выдает 502 л.с., разгоняя спорткар до 100 км/ч за 3,8 сек.

8 поколение, Porsche 992, 2019-поныне

После неудач с 996-м с передней частью 911-го дизайнеры Porsche до сих пор боятся экспериментировать. А вот сзади позволили себе похулиганить – забабахали поперек всего кузова красную светодиодную полосу. В салоне также все «модно, стильно, молодежно»: 10,9-дюймовый дисплей с Porsche Communication Management (PCM) и навигацией. Впрочем, на тахометр руки не поднялись: он до сих пор аналоговый.

Фирменный робот PDK стал восьмиступенчатым, механика – 7-ступенчатой. Появилась масса помощников водителя: Wet Mode для скользких покрытий, Night Vision Assist с тепловизором и прочие. Кузова, как прежде: купе, кабриолет и тарга. Но главное в Porsche 911, конечно же, моторы. Объемом 3.0 и 3.7 л, как и прежде 6-цилиндоровые, но теперь только турбо, развивающие от 380 до 650 л.с. при моменте аж до 750 Нм.

Чтобы не случилось в мире автопрома – Porsche 911 никогда не устареет, никогда не перестанет привлекать восторженные взгляды. В этот автомобиль невозможно не влюбиться, какого поколения бы он ни был. И если с вами это произошло – ждем вас в гости, поможем вам реализовать мечту.

РОЛЬФ – это лидер российского авторитейла и автомобильный эксперт.

Понравился пост? Жмите палец вверх 👍 и подписывайтесь на наш канал. Здесь поднимают самые интересные и важные темы.

Рекомендуем прочитать: