Найти в Дзене

Мистериальный театр тазией и паттерн культуры Ирана

Сегодня в России немногим известно место и значение театрального искусства в культуре Ирана, хотя я думаю, что каждый задумывался о том, что при столь богатой образами литературе и напевном языке невозможно не задуматься о воплощении образов на сцене. В данной статье нам хотелось бы рассказать об уникальной форме иранского мистериального театра тазийе1. Тазийе – это мистериальное представление, основанное на преданиях о шиитских имамах и трагических событиях из их жизни, особенно жертвенной смерти потомка пророка Мухаммада Хусейна и всей его семьи, которая произошла в 680 году в Кербеле. Это центральное событие для мусульман всего мира, т.к. именно оно спровоцировало окончательное отделение шиитов от суннитов. Хусейн был любимым внуком Пророка, сыном имама Али и дочери Пророка Фатимы, и стал третьим имамом мусульман, с чем, правда, не была согласна часть правящей элиты. С тех пор именно отношением к этому событию для шиитов стало возможным отличить «добро от зла». После захвата Багдад

Сегодня в России немногим известно место и значение театрального искусства в культуре Ирана, хотя я думаю, что каждый задумывался о том, что при столь богатой образами литературе и напевном языке невозможно не задуматься о воплощении образов на сцене. В данной статье нам хотелось бы рассказать об уникальной форме иранского мистериального театра тазийе1. Тазийе – это мистериальное представление, основанное на преданиях о шиитских имамах и трагических событиях из их жизни, особенно жертвенной смерти потомка пророка Мухаммада Хусейна и всей его семьи, которая произошла в 680 году в Кербеле. Это центральное событие для мусульман всего мира, т.к. именно оно спровоцировало окончательное отделение шиитов от суннитов. Хусейн был любимым внуком Пророка, сыном имама Али и дочери Пророка Фатимы, и стал третьим имамом мусульман, с чем, правда, не была согласна часть правящей элиты. С тех пор именно отношением к этому событию для шиитов стало возможным отличить «добро от зла». После захвата Багдада в 963 году иранский шиитский правитель Моэзоддоле приказал, чтобы в первую декаду месяца мохаррама2 во всех городах отмечался траур в связи со смертью имама Хусейна, чем определил вечную память о центральном событии в истории мусульманского Ирана. Заметим, что и в культурной традиции доисламского Ирана существовал похожий обряд траурного оплакивания невинно (и даже скорее несправедливо) убиенного продолжателя рода, также игравший центральную роль в самоидентификации иранцев. Дословно термин тазийе означает «оплакивание» или «утешение», что говорит нам о древних корнях мистерии. О значении этого обряда в становлении тазийе будет сказано ниже, а сейчас заметим, что в течение десяти веков шаг за шагом тазийе стала выходить из рамок обычаев и траурных обрядов и сохранялась только как театральная форма