Посмотрел фильм великого кинорежиссера Андрея Тарковского «Сталкер» (1979). В главных ролях: Александр Кайдановский, Алиса Фрейндлих, Анатолий Солоницын. Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля в номинации «Приз экуменического жюри». Снят он по мотивам повести Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине».
Смотрел я это фильм десяток раз и даже смотрел его много раз во сне. Мне кажется, что там звучит огромное количество фраз, которые потом куда-то исчезают и появляются новые. Так происходит только с очень редкими фильмами, которые живут во мне своей, отдельной от первоисточников жизнью и жизнью отдельной от меня.
Фильм этот мне очень нравится и не только содержанием, но эстетикой. Тарковский сам стал художником этого фильма. Мне кажется, что как художник он близок к любимому мною Михаилу Рогинскому. Но, как и у всех питерцев, у него огромная любовь к «водичке». Иосиф Александрович Бродский писал об этом как о следствии тяжелых свинцовых вод Балтики, которые накатывают по две и даже называл человека моллюском.
В чем привлекательность, которая стала притягательностью этого фильма для меня? Не могу определить это много лет. Я далек от восприятия жизни, как у Сталкера. Совсем не верю в справедливость и в Б-га в общем верю как-то глубоко. Меня не коробит всеобщее неверие. И я поменял бы любую религию на простое уважение человека к человеку, которое могло бы спасти мир.
Ученый в фильме, который настолько не доверяет миру, что готов уничтожить единственное чудо на свете. Это только для того, чтобы им не воспользовался подонок. Такая мысль мне так же чужд, как Сталкер для которого место существования чуда родной дом и единственное место, где он счастлив. Не отзывается во мне и Писатель. Дочка Сталкера возможно единственный понятный и близкий персонаж. Ничего не отзывается в этом фильме во мне лично. Но фильм этот живет во мне и наполняет сны.
Может быть это и есть феномен настоящего киноискусства? Не от хорошей жизни я стал смотреть этот фильм во время четырехчасового перелета, вместо сна. Впечатлений и ощущений мне безусловно хватало и от жизни. Хотел ли я приглушить боль, которую ждал? Зачем вообще смотрят кино приличные люди… Мне этого не узнать, как никогда не стать приличным человеком. Зачем смотрю фильмы я тоже в общем довольно серьезная загадка. Возможно, скоро перестану потому, что состояние серьезного отравления безусловно присутствует.
Полностью статью можно прочитать здесь.
Подписывайтесь на наш канал и не забывайте ставить лайк!