Хозяин квартиры обвинил меня в том, что я систематически перевожу квартплату с задержкой на 7–10 дней, и выставил штраф. Но я всегда плачу вовремя!
Ситуация 1. Деньги не пришли
Стали разбираться. Выяснилось: в том, что он не находил деньги на счете в назначенный день, виновата не я, а банк. Тот почему-то не мог сразу же зачислить средства. Но собственник и слышать не желает объяснения. Показывает мне пункт договора: срок оплаты — 2-е число, через пять дней начинает «капать» пеня — 0,5 % за каждый день задержки.
Как избежать проблемы: прописать в контракте, что штраф будет начисляться, только если арендатор будет сам виноват в просрочке, а не банк, хозяин или кто-то другой. А еще указать, что день оплаты — тот, когда деньги ушли с карты жильца, а не тот, когда они поступили собственнику. Эти две даты могут разниться.
Также обратить внимание: квартплата должна начисляться не с момента заключения договора, а с того дня, когда хозяин передает ключи и жилье по акту приема-передачи. Это условие также стоит зафиксировать в контракте.
Ситуация 2. Квартира с долгами
Получив первую платежку за услуги ЖКХ, Катя была неприятно удивлена. Оказывается, у хозяина квартиры приличный долг — больше 8 000 рублей. Несколько месяцев он обещал его погасить, а потом просто стал игнорировать вопрос. В итоге девушка сама закрыла задолженность.
Как избежать проблемы: до заключения договора попросить выписку по «коммуналке». Если есть долги, зафиксировать в договоре сумму и сроки, когда они должны быть погашены. Предусмотреть штраф на случай, если хозяин будет тянуть. Например, арендатор оплачивает задолженность, а потом переводит меньше за квартиру — ровно на эту сумму. Кстати, показания счетчика, с которыми жилец принимает квартиру, стоит обязательно отразить в контракте.
Ситуация 3. Страсти из-за ремонта
В квартире, которую снимает Олег, сломался кран. Через неделю после того, как он туда въехал. Мужчина попросил собственницу заменить смеситель и услышал: по правилам это текущий ремонт. А его арендатор проводит за свой счет. Что делать: спорить или платить?
Как избежать проблемы: у Олега подкованная в вопросах аренды хозяйка. Действительно по умолчанию собственник отвечает за капитальный ремонт квартиры, а текущий (подклеить обои, заделать трещины в штукатурке, утеплить окна, поставить новые лампочки или сменить кран) — забота нанимателя. Олег, конечно, может через суд доказать, что он почти не пользовался смесителем, но не подавать же иск из-за пары тысяч? В будущем при составлении договора стоит договариваться, какой ремонт в квартире он готов взять на себя.
Ситуация 4. Плата за выезд
Лена сняла квартиру на год (точнее на 364 дня). Но уже через полгода ее молодой человек предложил жить вместе. Хозяйка за девушку порадовалась, но потребовала 45 000 рублей, то есть оплату за месяц в качестве неустойки. Имела право?
Как избежать проблемы: по закону Лена может съехать досрочно, если предупредит хозяйку за 3 месяца. Без штрафных санкций. Но если девушка не готова столько ждать, то нужно выплатить неустойку. Очевидно, в договоре прописано, что она равна месячной оплате.
Если бы Лена прочитала этот важнейший пункт до того, как подписала договор, то могла бы внести корректировки. Например, снизить размер штрафа. Или, скажем, вписать, что она может разорвать контракт в одностороннем внесудебном порядке, предупредив собственницу за 1 месяц. Правда, такой срок не соответствует закону, поэтому владелица квартиры впоследствии могла бы пойти на принцип и признать его недействительным через суд.
Ситуация 5. Встречайте, ваша хозяйка приехала!
Андрей получил сообщение в WhatsApp: «Я прилетела. Зашла в квартиру. Почему так грязно? Откуда пятна на столе и стенах?» Это от Анны, владелицы квартиры. Она живет в Испании, но несколько раз в год приезжает в Москву и неожиданно заявляется, чтобы осмотреть свою собственность. Ничего поделать с ее визитами Андрей не может.
Как избежать проблемы: Анна своим появлением в тот момент, когда Андрея нет в квартире, нарушает его право на неприкосновенность жилища. Законом предусмотрено наказание от штрафа до 40 000 рублей до ареста до 3 месяцев.
Но разумнее прописать в договоре, что собственница может приходить в квартиру не чаще 1 раза в месяц / в полгода и должна предупреждать о визите, например за 3 дня. В противном случае — штраф, указанный в контракте.
Также обратить внимание на акт приема-передачи квартиры. В нем нужно зафиксировать все дефекты, доставшиеся от хозяйки, — пятна на «столе и стенах», облупившуюся штукатурку, сколы на стиральной машинке и т. д. Этот документ поможет избежать необоснованных обвинений от собственницы, когда Андрей будет съезжать.
С обоснованными претензиями и внушительными расходами нанимателю позволит справиться страховка арендованной квартиры. У Страхового Дома ВСК есть специальная программа «Снимаю», которая покрывает ущерб, нанесенный съемному жилью пожаром, затоплением, аварией инженерных систем, взрывом или взломом. Также она включает ответственность перед соседями. При этом стоит полис недорого — как одна чашка кофе, от 150 рублей.
Оформить его можно за несколько минут онлайн — на официальном сайте компании или мобильном приложении «ВСК страхование» со скидкой 15%. Полис поступит на электронную почту и будет всегда доступен в личном кабинете в приложении. Листайте ниже и рассчитайте ваш полис со скидкой.