На днях вернулась из Крыма. Когда я бродила по Гурзуфу и захотелось выпить местного пива, мы с друзьями зашли в летнее кафе и были удивлены степенью продуманности интерьера и… его вопиющей трешовостью. Над барной стойкой, во всю длину и ширину стены, до потолка висело нечто вроде панно из упаковок картофельных чипсов Lays. И это еще не все: к этой чипсовой стене были вмонтированы ноги в штанах с ботинках – «они как будто ныряют в море чипсов».
Я как философ понимаю, что каждый факт реальности – это message, понимают это авторы создаваемых вещей или нет – неважно. За этой стеной с пачками чипсов стоит своя эстетика. Это именно эстетический продукт, а не случайность. Кстати, отмечу, что часто люди используют слово «красивый» и «эстетичный» как синонимы. Эстетичными категориями являются и безобразное, прекрасное и уродливое, жуткое, отвратительное. За каждой эстетической системой стоит особое мировоззрение. Море пачек картофельных чипсов подходит под особую категорию современной эстетики – КИТЧ.
Вы можете возразить: голь на выдумку хитра, были бы деньги – был бы luxury стиль. Нет, не был. Китч – это система мышления, это оформленный вкус. Посмотрите, например, на то, как одеваются богатые селебрити, например, Филипп Киркоров. Чем его костюм эстетически отличается от чипсового панно? Разница лишь в цене декора. Но сколько бы денег Киркоров ни заплатил за корону, эта киркоровская корона навсегда останется китчем, так как она не функциональна и теряет свою символическую нагруженность. Суть короны в том, что это головной убор, который носит монарх, символизирующий его власть. Китч гуляет за ручку с пошлостью. Все девушки королевы – можно ли придумать более пошлое и китчевое высказывание?
Так как же отличить китч от не-китча? Словарное определение таково: «низкопробная массовая продукция, отличающаяся обычной формой и примитивным содержанием, рассчитанная на невзыскательный вкус и моду». Оно не совсем точно, так как китч может быть не низкопробным, как корона Киркорова, над которой наверняка трудились дизайнеры, и материалы, из которых она изготовлена, готова поспорить, высококачественные и очень-очень дорогие. Может, и не такие дорогие как золотой унитаз (апофеоз китча!), но тоже с заоблачным ценником.
Как возникает китч? Я предполагаю, из мировоззренческого глубинного чувства «я ничем не хуже», из чувства зависти. Это креатив мелкобуржуазного человека, который хочет подражать аристократам. Дело в том, что китч подражает аристократическому искусству.
Есть академизм – художественная система, которая осознает свои средства, сознательно выбирает содержание (романтичные лебеди, спелый виноград, обнаженные девушки – за каждым образом стоит знание античных мифов и любовь к символам, выбор средства выражения отрефлексирован). И есть его младший брат-недотепа – китч, который подражает старшему брату, но не осознает функциональность средств выражения. Это низкопробная имитация академизма. Лебеди – сами по себе прекрасны, поэтому плевать, что они будут сделаны из автомобильных покрышек. Нельзя избавиться от китчевости лишь вариацией содержания.
Логика китча примерно такова: творчество – это хорошо. Кафе нужно оформлять. Интерьер располагает к себе посетителя. Чем оригинальнее интерьер, тем круче. Чем оригинальнее, тем более творчески. Это старая распространенная идея, что творчество измеряется новизной содержания. Панно из чипсов, корона из стразов и плащ из парусинных перьев, картина в виде исторической персоны (Никас Сафронов – звезда китча) или вместе с исторической персоной – это креатив людей, которые подражают творчеству, но остается всего лишь креативом.