Найти тему
Проект А4

Как придумать метафору? Идеи для занятий по тексту Ирины Краевой «Дети неба, или Во всем виноваты бизоны»

Оглавление

Зачем придумывать метафоры? Это развивает образную речь, мышление? Да, конечно. Но ведь за яркой метафорой может скрываться сюжет интересной сказки или стихотворения, или просто школьного сочинения. С метафорой дети знакомятся ещё в дошкольном возрасте, когда отгадывают загадки. На уроках словесности мы стараемся найти метафоры в текстах. 

В статье я расскажу о том, как можно придумывать необычные образы, опираясь на художественный текст. Предлагаемые задания можно делать вместе с детьми в форме игры-разминки в начале урока, посвятить этой теме урок по развитию речи или занятие в читательском клубе. В качестве опорного текста советую использовать отрывок из повести Ирины Краевой «Дети неба, или Во всём виноваты бизоны». (Стоит сказать, что эта книжка сама как метафора).

Главный герой повести Макс создал необычную таблицу — новые названия цветов. Например, «у самого горизонта, море, конечно, имело «цвет кипрского бриза… а ближе к берегу — «синий цвет маленького мальчика».

«Извините, у вас сумочка — блоха в обмороке, а берет — резвая пастушка». 
Иллюстратор Марина Маслова
«Извините, у вас сумочка — блоха в обмороке, а берет — резвая пастушка». Иллюстратор Марина Маслова

Ученикам можно предложить придумать названия цветов так, как это делал Макс. Для начала читаем отрывок из повести:

«Я целую таблицу цветов и оттенков составил — название и рядом соответствующая картинка. Двести пятьдесят семь позиций. Могло быть больше. Но наш монитор искажает цвет, поэтому приходится сильно потрудиться, чтобы максимально точно подобрать картинку к названию цвета. И всё равно, трудно бывает поклясться, какой это цвет: циан, тиффани или цвет яиц странствующего дрозда…

Иногда на улице показываю Анюте на какого-нибудь дядьку и выдаю: «Паук, замышляющий преступление». Дяденька слышит, конечно, и просто остолбеневает, Анюта говорит ему: «Да это же цвет такой! — И хохочет, говорит уже мне: Максим, покажи!»

И я достаю планшетник, тыкаю пальцем в своей таблице — сразу понятно: так в старину называли тёмно-серый цвет, какого у дяденьки куртка. Он тоже хохочет — когда Анюта хохочет, то кто ж устоит — и грозит мне толстым пальцем. А я говорю: «Блоха в обмороке». И они с Анютой начинают прикидывать, что за цвет такой, потом заглядывают в таблицу… Ведь просто так ни за что не догадаться. И дяденька снимает кепку и кланяется какой-нибудь девушке: «Извините, у вас сумочка — блоха в обмороке, а берет — резвая пастушка. Здорово, а? — И уже мне: — Молодой человек, просветите барышню!» И я опять достаю планшетник…».

Вот что делаем после прочтения. Сначала спрашиваю учеников о том, как мальчик придумывает названия цветов. Затем прошу придумать таким же образом названия цветов разным предметам, которые вокруг нас: доске, школьной форме, рюкзаку соседа, тетради, облакам, которые виднеются в окне (ведь каждый день они разные) и т.д.

Отдельно можно остановиться на цвете глаз. В повести Макс говорит о том, что у его сестры жирафьи глаза: «жирафьи глаза — это главное в моей сестре…Глаза у жирафов — чёрные мячики, налитые смехом, а краешки угольных век там, где ресничины сходятся, загнуты вверх. Поэтому кажется, что жирафы всегда улыбаются… И у Анюты глаза-улыбки. А когда она смеётся, в них бегают оранжевые жирафята — по трое или даже вдесятером». Можно прочитать ребятам этот отрывок и поговорить о том, что названия цветов у главного героя — это не просто забавная выдумка, они наполнены смыслом, но иногда названия действительно смешные. 

В качестве задания по развитию речи предлагаю ребятам придумать название цвета глаз близкого человека и разъяснить это таким же образом, как Макс описывает глаза Анюты.

 Задание можно усложнить так. Один ученик говорит придуманное название цвета, а остальные — отгадывают предмет этого цвета. Можно опять обратиться к книге «Дети» и спросить ребят, что обозначает цвет «жемчуг кудлатого неба». Что это за слово такое «кудлатый»? (смотрим значение в словаре) Какого цвета жемчуг? Небо? Сравниваем варианты ответов с текстом: у Макса жемчуг кудлатого моря — это цвет утренних волн моря. Думаю, что очень важно обсудить, что на что похоже.

Так можно придумывать название цвета котлеты в школьной столовой или цвет сегодняшнего настроения (прямо как в песне), погоды. А можно —цвет книги, которую читаем на уроке литературы.

В конце учебного года получается целый словарь названий цветов утреннего неба или настроений.

И возможно, из такого разнообразия метафор у кого-то из ребят родятся свои удивительные тексты.

Автор: Елена Копченко
Рубрика:
Около урока

Готовьтесь к новому учебному году вместе с нами! Подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзене и получайте оповещения о новых публикациях автора.