Существует народное название Успенского поста – «Спасовка», он объединяет праздники, которые в народе называют «Спасами».
Само название «Спас» указывает на то, что для православных эти праздники связаны с Иисусом Христом. Празднование так называемых «трёх Спасов» в народной традиции и её современной модификации окутывает Успенский пост приметами и суевериями, нередко трудно объяснимого характера.
«Медовый Спас», или «Маковей» – народные названия праздника Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста (14 августа).
В этот день Церковь вспоминает победу святого благоверного князя Андрея Боголюбского, одержанную им в ХII веке над волжскими булгарами. Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего.
Народная традиция приносить в храм на освящение мак, вероятно, связана из-за созвучия названия этого растения именем мучеников Маккавеев. А «медовым» этот Спас стал потому, что верующие начали нести на освящение мёд нового урожая. Народная молва приписывает освящённому мёду необыкновенные целительные свойства, но этот продукт и по природе своей отличается чудотворным воздействием на здоровье человека.
«Яблочный Спас» – таково народное название праздника Преображения Господня (19 августа). Установлен Церковью в честь Преображения Иисуса Христа перед своими троими учениками. Верующие чествуют Господа, ставшего человеком и прошедшего муки и смерть ради Спасения всех людей.
«Яблочным» этому Спасу дало название преобладание яблок среди других плодов, приносимых в храм для освящения – в нашем климате яблоко является самым распространённым и доступным в конце лета фруктом. В народе говорят, что до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки – в Церкви нет поста на яблоки, морковь, виноград или другие какие-либо плоды (церковно-славянский язык не различает овощей и фруктов). Церковь учит верующих быть благодарными Богу за Его дары, но никоим образом не призывает отказываться от созревающих задолго до Преображения ранних сортов яблок. Существуют и другие заблуждения. К примеру, одни хранят кочерыжки от «священных» яблок в баночке – в Красном углу своего дома, другие после сжигания закапывают в саду пепел или торжественно отправляют его по течению реки. Не правда ли, попахивает невежеством и оккультизмом? Но что делать с этими самыми кочерыжками? Можно просто выбросить как любые другие остатки непригодной к употреблению пищи. Настоящая ревность о Боге и благочестие, говорит Церковь, рождается не столько из благоговейного отношения к яблоку, унесённому из храма, сколько из яблока, принесённого в храм или разделённого с ближними.
«Ореховый Спас», он же «Хлебный» или «Спас на холсте», «Третий Спас» приходится на следующий после Успения день (29 августа).
Верующие вспоминают в этот день Перенесение Нерукотворного Образа Христова из Едессы в Константинополь (944 г.). Нерукотворный – потому что, как утверждает Церковь, не был написан, а отпечатался на плате, которым Господь ещё при жизни вытер лицо. Образ Нерукотворного Спаса – одна из самых распространённых икон в Русской Православной Церкви.
«Ореховый» этот Спас, как и предшествующий – «Яблочный» – в народной традиции потому, что в ряде регионов России к этому празднику поспевают орехи. «Хлебный» он, так как приходится на окончание жатвы (в центральной полосе).
Каким традициям следуем
Конечно, уважать традиции надо, но без перегибов и фанатизма – здравомыслие никому и никогда ещё не помешало.
Чтобы не навредить себе и близким людям, стоит помнить – суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания.
В каждом регионе нашей огромной страны, в каждом населённом пункте нашего района, в каждой семье каневчан имеет место быть та или иная традиция. Принимать или нет традицию, нехарактерную по своим корням, воспитанию, мировоззрению, – каждый этот выбор делает самостоятельно. И хорошо, когда на него не в силах повлиять ни модные тенденции оккультизма, ни чья-то корысть или другие какие негативные факторы.
Василиса ЗЕРНОВА
Фото: источник