По статистике причиной 85% ДТП является невнимательность водителя. Только в 2019 году по вине рассеянных или уставших водителей на дорогах России произошло 164 тыс. дорожно-транспортных происшествий, унесших жизни 17 тыс. человек. Почти все эти ДТП случились в тот момент, когда водители отвлеклись, не смогли быстро среагировать или вовсе уснули за рулем.
Согласно исследованию Центра цифровой экспертизы Роскачества, причиной 93% всех ДТП является человеческий фактор. При этом 85% ДТП происходят ввиду недостаточной внимательности водителя в течение 2,5 секунд до столкновения. Очевидно, что более 90% аварий возможно предупредить, если вернуть внимание водителя к дорожной ситуации всего за 1,5 сек. до момента возможного происшествия.
В настоящее время в мире существует целый ряд специальных устройств, способных воздействовать на «человеческий фактор» во время вождения. Разработкой и внедрением умных ассистент-систем помощи водителям занимаются на государственном уровне в Израиле, Германии и США. Благодаря введению систем безопасности в Израиле удалось снизить смертность, в том числе в результате ДТП в 11 раз. В России на данный момент соответствующий проект находится на стадии обсуждения.
В частности, планируется устанавливать специальные датчики, сигнализирующие о возможном нарушении ПДД. Для законодательного закрепления нововведения требуется разработка нового национального стандарта. Как только документ будет принят, все автомобили будут поступать в продажу с предустановленными системами распознавания разметки, дорожных знаков и светофоров, способных различать изменения на расстоянии 30-100 метров.
Пока правовое положение интеллект-систем помощи водителю ADAS (от англ. Advanced Driver Assistance Systems) в нашей стране не определено, АНО «Российская система качества» рекомендует устанавливать системы электронных “помощников” самостоятельно для обеспечения собственной безопасности на дороге.
Конструктивно ADAS представляет собой систему, функционирующую по принципу машинного зрения. В зависимости от модификации датчики подают звуковой или вибросигнал при возникновении риска аварии. В экстренных ситуациях система способна самостоятельно управлять автомобилем, например, снижать скорость для предотвращения ДТП.
Все системы ADAS делятся на пять уровней. Так устройства нулевого уровня предполагают активное участие водителя, в то время как системы пятого уровня обеспечивают полностью автономное управление. Из-за несовершенства действующего законодательства в России не распространены ADAS выше третьего класса.
Современный пакет систем безопасности, устанавливаемых сейчас на заводах, дает возможность осуществлять экстренное торможение, соблюдать курсовую устойчивость, контролировать слепые зоны и скорость при использовании круиз-контроля. Автомобили класса “премиум” могут быть оборудованы системами отслеживания усталости водителя, контроля движения по полосе, а также считывания дорожных знаков.
Особой популярностью среди автовладельцев сегодня пользуются недорогие корейские видеорегистраторы VicoVation, Thinkware, BlackVue и Iroad. Эти устройства включают некоторые функции ADAS и помогают избежать аварий. Будем надеяться, что в будущем такие системы станут нормой для каждого водителя.