Найти тему
Деловой Бийск

Удивительные приключения прогулочного катера Николая II на алтайской земле

Предлагаем вашему вниманию материал Виктора Орлова "Удивительные приключения парохода «Шефъ», вышедший в газете "Деловой Бийск" №9 (850) 2 марта 2011 г.

Несколько лет назад Бийский краеведческий музей организовал экспедицию на Телецкое озеро, целью которой было привязать на местности некоторые исторические события и пополнить знания об озере и об Алтайском заповеднике.

Кроме сотрудников музея в состав экспедиции вошел Тигрий Георгиевич Дулькейт, самый большой знаток былей и легенд Алтын-Коля. Его отец, Г.Д.Дулькейт, когда-то возглавлял научный отдел заповедника, и любознательный подросток буквально впитывал знания, полученные в исследованиях озера учеными - специалистами Алтайского государственного заповедника. Были неожиданности приятные и печальные. К первым надо отнести исключительную историческую память тубаларов – небольшого народа из южных алтайцев.

Катер «Шефъ». Снимок 1938 года
Катер «Шефъ». Снимок 1938 года

О событиях 3-4-вековой давности они рассказывают, как будто были их очевидцами. Можно было бы усомниться в их достоверности, но в семьях тубаларов помнят всех прямых предков по мужской линии едва ли не за полтысячелетие. Огорчило нас то, что несколько происшедших пожаров практически полностью уничтожили научный архив и библиотеку заповедника. Была и третья неожиданность – удивительная. В поселке Яйлю, своеобразной столице заповедника, на высокой террасе на скальном постаменте установлен паровой двигатель, как потом выяснилось, с небольшого катера, верой и правдой проработавшего на озере более 3-х десятилетий.

Послушав рассказ Т.Г.Дулькейта, воспоминания старожилов, покопавшись в книгах и архивах, была практически полностью восстановлена удивительная история этого пароходика.

Построен он был в Швеции на Стокгольмской верфи в 1900 году по заказу Российского Императора Николая II. В длину он был чуть больше 12 метров, оснащен паровым двигателем в 12 лошадиных сил и предназначался для небольших прогулок по морю. Новое судно, блестящее свежей краской и со звучным названием «Шефъ», было весьма совершенно по тем временам, но отличала его от других роскошная внутренняя отделка кают.

Глядя на фотографию тридцатых годов, в это трудно поверить - перед нами уже не юный франт, вращающийся в высших кругах, а пожилой уставший работяга – грузовой пароход. Но обо всем по порядку.

В 1905 году государь в знак благодарности за подавление крестьянских волнений дарит катер Самарскому губернатору Петру Аркадьевичу Столыпину, широко известному позже премьер-министру и реформатору России. Теперь отвлечемся от судьбы парохода и вернемся в начало ХХ века на Телецкое озеро. На южной оконечности озера примерно в 10 километрах вверх по Чулышману уже два десятилетия стоял мужской монастырь Алтайской духовной миссии. Ко всем сложностям работы с коренным населением прибавлялась практически полная оторванность от мира и невозможность регулярно снабжать его всем необходимым - от хлеба и соли до одежды и пороха.

И вот Архиепископ Томский и Алтайский Макарий (Невский) решает приобрести для монастыря пароход. Но как перевезти его через всю страну? Дело это не только сложное, но и дорогое. И он обращается с письмом к министру путей сообщения. Копия письма хранится в Государственном архиве Алтайского края.

Мне оно показалось весьма любопытным и с сокращениями я его вам, читатель, представляю. Письмо министру путей сообщения:

«Ваше Высокопревосходительство, милостивый государь! В горах Алтая в течение свыше семидесяти лет среди полудиких аборигенов распространяет свет веры христианской Алтайская Духовная Миссия. Трудами членов этой Миссии христианство, а с ним вместе – начала русской культуры проникли до пределов монгольских, до границы Китайской империи. Во весь долгий период существования Миссии тружеников ее встречали нужда, беды и разного рода препятствия. Есть местности, где миссионер и юная паства его бывают совершенно заперты, разобщены с остальным миром почти треть года. В юго-восточной части Алтая, среди отрогов Саянского хребта, находится озеро Телецкое (АлтынКуль). В него впадают быстрые и многоводные реки: Чолышман, соединившийся с Башкаусом, Камга и множество других горных речек, часто падающих в озеро с огромной высоты; а из озера получает свое начало река Бия. Длина Телецкого озера – около 100; ширина – от 3 до 8 верст; глубина – до 70 сажень. Берега по большей части скалисты. Озеро это во всю длину лежит на пути в миссионерский Чолышманский мужской Благовещенский монастырь и миссионерский стан Усть-Башкаус. Берега озера для какого бы то ни было путешествия недоступны; один путь – озеро. Но оно бушует и осенью, и зимою; застывает не каждый год, иногда – через два, три года. Бурное озеро не пускает к ним русские товары: хлеб, соль, порох, свинец, табак и т.п. в течение 3-4 месяцев и более, так что местные цены на эти продукты поднимаются невероятно, например, хлеб (ячмень) – до 3 рублей за пуд. Правда, есть иной путь в Чолышманский монастырь, по Чуйскому тракту, через Онгудай, но этот путь, большею частью вьючный, крайне неудобен от множества горных перевалов, опасных «бомов» через бурные реки Катунь и Башкаус; притом он длиннее первого пути (через Телецкое озеро) почти на 300 верст. Немало послуживши делу христианского просвещения зателецких инородцев, я желал бы провести там и последние дни моей жизни, если это будет Богу угодно. И во всяком случае хотелось бы улучшить, насколько возможно, сообщение Зателецкого края с культурной Русью для тех же новокрещенных инородцев. С этой целью предполагаем мы приобресть в столице паровую лодку небольшую, футов около 40, в 6-12 сил. Нас смущает только дороговизна доставки лодки железнодорожным путем от С.-Петербурга до г. Ново-Николаевска на Оби. Недостаток средств личных моих и миссионерских не дозволяет нам привести в исполнение это давнее желание наше. Представляя все вышеизложенное высокому вниманию Вашему, я приемлю решимость покорнейше просить Ваше Высокопревосходительство, не признаете ли Вы возможным разрешить бесплатную доставку паровой лодки от С.-Петербурга до г. Ново-Николаевска, во внимание к крайней нужде в ней для просветительно-культурных целей Алтайской Миссии, на пользу аборигенов края, новопросвещенных инородцев, обитающих за Телецким озером, в долине Чолышмана, и для будущих, быть может, военно-политических целей нашего государства, в виду возможности проникновения туда агентов китайского правительства, в случае возникновения неприязненных их к нам отношений».

Разрешение было получено в конце января 1907 г., и Петр Аркадьевич, уже министр внутренних дел, предложил архиепископу Макарию передать миссии свой катер. Почему пароход не попал на озеро в то время, история умалчивает. Вспомнили об этой идее только спустя 5 лет. Однако и здесь не обошлось без приключений. Обратимся опять к архивам.

Вот как описывает развитие событий в газете «Сибирская жизнь» за 12 сентября 1912 года корреспондент С.Коваленко в статье «Шефъ» Столыпина и Телецкое озеро»:

«В Горном Алтае близ Телецкого озера, в долине Чулышмана, есть маленький и очень бедный мужской монастырь. Наместником этого монастыря состоит иеромонах Виктор. Он и мать его, Наталья Васильевна Голландская, задавшись мыслью об изыскании средств к существованию монастыря, вздумали приобрести в собственность монастыря паровой катер, который им и удалось купить в Петербурге за 6000 рублей. Катер этот назывался «Шеф», роскошно обделанный, принадлежал когда-то бывшему министру Столыпину. С этим катером у Н.В., по ее словам, вышла масса хлопот. Дело в том, что в наличности оказалось только 4000 руб. Деньги эти были последние, скопленные в течение многих лет. Уплатив их в Петербурге, на недостающие 2000 руб. она сделала наложенный платеж и отправила катер по ж/дороге в Новониколаевск, где предполагалось спустить его на воду и по Оби проследовать уже на нем до Телецкого озера. В Новониколаевск катер прибыл десятью днями раньше против обыкновенного срока, в то время, когда Н.В. была еще в Петербурге, где хлопотала у разных высокопоставленных лиц по поводу изыскания источника и доплате остальных денег за катер. При выкупе катера в Новониколавске потребовалось, кроме изложенного платежа, уплатить еще за перевозку и за хранение 1778 руб., а денег ни копейки. Наместник Чулышманского монастыря отец Виктор, прибывший в Новониколаевск для выкупа катера, обратился к бийскому купцу И.П.Соломину с просьбой выкупить катер, на что Соломин изъявил согласие, но при условии уплатить ему через 6 дней по прибытии катера в Бийск 3278 руб., в число коих входит процент Соломину в 250 руб. и расходы по снятию катера с платформы с доставкой его до Бийска – тоже 250 руб. Такие условия были невыгодны, но делать нечего, нужно было согласиться. Дальнейшие события таковы: госпожа Голландская, уплатив г. Соломину 2278 руб., попросила его доплату 1000 руб. еще подождать. Он на это согласился, отсрочив платеж на 1,5 месяца, но не иначе, как с передачей всех документов о покупке катера на его имя с предоставлением еще 1120 руб. обещая по уплате ему 110 руб. документы возвратить. Будучи в безвыходном положении, госпожа Голландская согласилась на эти условия. Но когда ей удалось достать означенные деньги раньше условленного срока и предложить их Соломину, то последний сказал, что катер он купил, деньги Голландской все сполна за него уплатил и более никакого дела с ней иметь не желает. Слова г. Соломина как громом поразили Н.В. И вот в глубокой скорби и со слезами она обратилась к бийскому исправнику с просьбой помочь ее горю. К счастью, исправник принял горячее участие в этом деле. Благодаря умелым приемам исправника*, все документы госпожи Голландской были возвращены, и в настоящее время катер вследствие мелководья доставляется в разобранном виде сухим путем из Бийска на Телецкое озеро».

Это только сказка быстро сказывается, дело было долгим и сложным. Были аккуратно разобраны надстройки, снят котел, расклепан корпус. Были изготовлены специальные сани. В некоторых местах, особенно в верховьях Бии, пришлось расширять и укреплять дорогу. И сегодня можно видеть выложенную камнями старую трассу. Для верности ненадежные участки заливали льдом. Транспортировка продолжалась практически всю зиму. В поселке Артыбаш установили стапели, построили кузницу.

Служители Чулышманского монастыря. Фото начала XX века
Служители Чулышманского монастыря. Фото начала XX века

Здесь на правом берегу озера и родился заново этот пароход. Жизнь же вдохнул в него Гаврила Никитович Гладков (кстати, проработавший на нем бессменно до 1944 г.), освоивший паровую машину и все механизмы катера. Спустили его на воду весной 1913 года, как только сошел лед. Невиданное чудовище одновременно притягивало и пугало местных жителей. Так на Телецком озере началось судоходство. Работал пароход на местном топливе – дровах, что делало его эксплуатацию весьма эффективной. Их даже запасать не надо было: в те времена лесом были забиты все берега. Когда дрова кончались, причаливали к берегу, пилили плавник и двигались дальше. Завозить приходилось только смазочный материал, двух бочек которого хватало на всю навигацию. Прошли годы. Епископ Бийский и Алтайский Иннокентий (Соколов), пребывавший начальником Алтайской Духовной миссии с поручением управления Чулышманским монастырем, выплатил госпоже Голландской полную стоимость катера, и он стал собственностью миссии. Сменился не только хозяин, но и имя – новое его название «Святой Иннокентий». Пароход был работягой по всему озеру, и в долину Чулышмана он развозил различные грузы, вывозил орех, пушнину, даже лес сплавлял до Артыбаша.

Г.Н. Гладков.   Погрузка на пристани
Г.Н. Гладков. Погрузка на пристани

В 1916 году резко подскочившие на все цены и нехватка рук (ведь уже 2 года шла первая мировая война) привели епископа Иннокентия к мысли продать тезку бийскому купцу Мальцеву. Однако сделка не состоялась из-за нечистого на руку эконома миссии Феогноста. Правда, ходили слухи, что в 1917 году Мальцев все-таки купил пароход. Навигацию он проработал на вывозе кедрового ореха, на который возник стабильный спрос и хорошая цена. В 1918 году в связи с революционными событиями корабль остался без хозяина и простоял почти всю навигацию, а в конце лета (видно, большая была вода) его спустили своим ходом до Бийска. Эксплуатировать его было сложно – корпус был килевой, посадка глубокая, и подойти к берегу он не мог, а специальных причалов не было. Так и простоял он в Бийске несколько лет, пока, уже в 20-е годы он опять же на большой воде прошел своим ходом до порогов, а дальше его тянули люди и лошади. Так катер вернулся на Телецкое озеро и уже навсегда.

Вновь сменил название, теперь он был «Партизан». Катер «Партизан» передали колхозу «Алтын-Коль». Это была самая бурная трудовая пора в его биографии – он возил людей, скот, стройматериалы и многое-многое другое. В 1936 г. катер продали Алтайскому заповеднику и он опять сменил имя – стал зваться «Заповедник». 8 лет он проработал для науки, пока в декабре 1944 года не встал на зимовку в Камгинском заливе. Стоянка затянулась на 2 года. Его бессменный механик Гладков заболел и был вынужден переселиться в Бийск. Когда решили восстановить пароход, пригласили вновь Гаврилу Никитовича, но в дороге он умер. Местные умельцы разобрали паровую машину, но собрать ее вновь не смогли. И еще долгих два года простоял инвалидом герой нашего рассказа, пока в 1949 г. на нем не установили двигатель от ЗИС-5. Только он сжирал такое количество бензина, что его эксплуатация становилась невозможной. За 3 навигации он сделал лишь 2-3 ходки. Двигатель сняли, надстройки разобрали, а корпус решили использовать в качестве баржи. Но в первую же навигацию его штормом выбросило на берег, где он долго лежал на боку. Потом корпус переправили в поселок Иогач, срубили киль и приспособили под отстойник воды для местной электростанции. И вот уже более двух десятков лет он за ненужностью валяется у крыльца Иогачского леспромхоза.

Корпус катера «Шефъ» вблизи правления лесхоза в Иогаче
Корпус катера «Шефъ» вблизи правления лесхоза в Иогаче

На нанесенной ветром земле выросли кусты и уже пятиметровая береза под легким бризом нашептывает своим подругам удивительную историю этого маленького парохода. Хуже судьба якоря – его не смогли поднять в 1946 г. и оставили на дне вместе с восемью метрами цепи. И только подобранные начальником озерной станции В.В.Селегеем в конце 50-х годов останки котла стоят в поселке Яйлю и говорят организаторам туризма, что этот катер и его увлекательная история могут быть отдельным и весьма востребованным объектом туризма. А в благодарность за память о нем восстановленный пароход рассчитывался бы со своими благодетелями хорошими деньгами.

Пристань в Яйлю. 1937 год.
Пристань в Яйлю. 1937 год.

P.S. Несчастна судьба и у первого пассажирского теплохода под названием «Пионер Алтая». Я помню, как было здорово, когда теплоход каждый день обходил озеро и сотни туристов могли любоваться неповторимой красотой этого горного озера. Взяв билет всего за 3 рубля, можно было растянуть поездку на несколько дней, устраивая ночевку в устье Чулышмана, чтобы сходить на водопад или подняться на самую высокую вершину окружающих озеро гор Алтын-Ту (2360 м); а в устье речки М.Чили половить «на балду» телецкого сига. Да мало ли что еще.

Даже просто посидеть у костра, послушать тишину, попеть любимые песни – разве это не восторг для нас, урбанизированных жителей земли. К сожалению, когда мерились суверенитетами, не нашли общего языка власти Республики Алтай с Верх-обским пароходством из Новосибирска.

И «Пионер Алтая» с вырванным «сердцем» вместе со своим коллегой валяется на берегу и ржавеет уже второй десяток лет. А на озере множество частных маленьких шумных и дорогих катерков, на которых невозможно за день обойти озеро, а из-за шума отдаться созерцанию природы, да и экологии озера они не помощники.

Может быть, следующий этап судоходства на Телецком озере будет счастливым для природы и людей?!

*В то время исправником (или как сейчас бы сказали представителем губернатора в уезде) служил коллежский секретарь Владимир Павлович Штейнфельд, человек образованный и весьма уважаемый в городе. Сегодня о Бийске начала ХХ века мы знаем по его книге «Бийский уезд. (Топографический, экономический и этнографический очерк уезда)».