В статье «Единственная модель "Икаруса" с внешностью "Мерседеса"» было рассказано о модели «Икаруса»-190, созданного исходя из требований Западной Германии VÖV от 1967 года для немецкого рынка. Однако, это не последний случай, когда венгерская фирма строила автобусы для зарубежных рынков, при этом учитывала требования заказчика, включая и дизайн. В Фейсбуке в комментарии к ссылке на указанный материал мне сделали некоторую подсказку. Опытом «Икаруса» в проектировании и строительстве автобусов для рынка ФРГ заинтересовались и скандинавы, в частности шведская компания Sundema, которая продавала автобусы «Икарус» в Швеции.
Взяв за основу модель «Икаруса-190» для рынка Германии, в Венгрии в течении времени был создан модельный ряд 194 серии. Первым была создана модель автобуса «Икарус-194.40» на шасси Скания BR111М в 1976 году. Этот автобус испытывался в нескольких городах Швеции, включая столицу Стокгольм. В отличии от 190 модели автобус имел иную формулу дверей — их тоже было две, но первая дверь была одинарной спереди, вторая дверь двойной и в задней части кузова, у задней оси. В итоге эту машину купила компания из города в центральной Швеции Эскильстуна. В том же 1976 году на шасси Скания BR111М было построено еще 5 автобусов марки «Икарус-194.41», которые были направлены для работы в г. Норрчепинг. Они имели ширмовые двери, вторая дверь была смещена к центру. Маска автобуса уже напоминала автобусы скандинавского производства.
В 1981 году построили опытный образец «Икаруса-194.К2» на шасси Вольво В10М-60. Этот автобус был построен для городских перевозок по стандартам и требованиям SLTF (Шведское объединение компаний, предназначенных для городских перевозок). Автобус получил новую переднюю маску, практически схожую с масками автобусов производства Вольво, а также вклеенные стекла. Машина имела три одиночных двери, открывающихся вовнутрь. Указанная машина была продана в г. Кальмар. В 1981 и 1982 годах 14 автобусов были проданы городу Нюбро в модификациях 194.К1 и 194.50 соответственно. В 1982 году пять машин модификаций 194.51 и 194.52 были проданы в г. Шеллефтео. Автобусы имели 2 или 3 одностворчатых двери, открывавшихся вовнутрь. В 1982 году еще были выпущены по одной штуке каждой автобусы модификаций 194.53 и 194.54. Автобус модели 194.54 имел три двери, при этом первая была двухстворчатой, а "Икарус-194.53" - три одностворчатых двери. В 1984 году «Икарус» представил еще одну модель, имевшую небольшие отличия в оформлении передней маски и расположении дверей. Внешне «Икарусы-194» разных модификаций получились очень схожими с классическими автобусами скандинавского производства тех лет. Они были оборудованы удобными сидениями и имели комфортные условия для пассажиров.
Строились автобусы и на шасси Скания. В 1983 году был создан экземпляр на шасси Скания BR112, который имел одну сдвижную дверь вовнутрь и две двери, открывавшихся наружу. Он был направлен в Венерсборг. В 1987 году в Венерсборг было поставлено еще два «Икаруса-194.58» со скандинавской внешностью, построенных на шасси Скания N112CL.
Помимо 194 модели был еще сочлененный «Икарус-196», но о нем еще надо искать информацию.
Самое интересное, что как минимум один такой автобус попал в Россию. Он работал в Заречном Пензенской области. Списан был в 2013 году.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из открытого доступа сети «Интернет».
Другие материалы канала по городскому транспорту:
Троллейбусных хозяйств в России может стать еще меньше
Составит ли «Корсар» от «ПК Транспортные системы» конкуренцию екатеринбургскому 71-411?
Отечественная промышленность. Трамвайный вагон 71-407.