автор статьи Александр Лебедев
Японская компания Shimano – производитель велосипедных и рыбацких компонентов, летом 2019 года представила миру своё видение трансмиссии гравийных велосипедов, которые до сих пор «отвоёвывают» всё большую и большую часть рынка.
Получилось ли у них сделать сделать максимально универсальную трансмиссию для любителей спорта, туризма и приключений? — Разберемся и порассуждаем в данной статье!
Что такое Gravel?
Прежде, чем рассуждать о трансмиссии для гравийных велосипедов, необходимо определить дефиниции, на которые мы будем опираться, рассуждая и строя доводы.
Гравийный велосипед (от англ. Gravel bike, где gravel – гравий, наименования покрытия, преимущественно для которого был создан данный класс велосипедов) – шоссейный велосипед, адаптированный для езды по легкому бездорожью и вобравший в себя наиболее полезные технические решения из MTB для большей универсальности.
Из наиболее полезных технических MTB-решений, гравийный велосипед позаимствовал:
- Более широкие зазоры для покрышек
- Комфортную геометрию с более вертикальной посадкой
- Универсальные фреймсеты с возможностью установки 650b (27,5" и 27,5 " +) и 700с (28" и 29") колес
Иногда «скрещивание» двух этих классов «рождает» новые подклассы велосипедов, которых до этого никогда не было. К ним относятся, популярные нынче mtb-dropbar и monster-cross.
Также «гравийники» тесно пересекаются с туринговыми и косвенно с циклокроссовыми велосипедами.
Данной информации нам будет достаточно для понимания и выявления требований к трансмиссии.
Серии внутри линейки Shimano GRX
Да, вы правильно поняли, компоненты Shimano GRX по иерархии и логике не вписываются в простое шаблонное восприятие, как шоссейные или mtb-компоненты.
Логично было бы воспринимать GRX, как группсет и аналог, например, SLX или XTR. Но в этом и проблема, что GRX является именно линейкой, внутри которой есть свои группсеты (серии). Из-за этого возникает путаница и неразбериха, особенно для тех, кто привык к простой и понятной иерархии Shimano.
Добавляют «масла в огонь» и сами серии, которые являются «огрызками» и не имеют полного перечня компонентов, учитывая, что цепи, каретки и кассеты заимствуются у шоссейной и MTB линеек. Вам в любом случае придется брать компоненты из более дорогих серий, даже, если вы хотите обновиться на самый бюджетный GRX.
Дабы путаницы больше не возникало, мы распишем все серии GRX и проведем простую и понятную аналогию.
Shimano GRX 400 2x10 (аналог Tiagra и Deore)
В четырёхсотой серии из компонентов у нас присутствуют:
- Задний переключатель – RD-RX400, 10 скоростей, максимальная большая звезда 36T, технология Shadow+
- Передний переключатель – FD-RX400, поддержка большой звезды не более 46Т
- Гидравлические дуалы – ST-RX400-R (правый) и ST-RX400-L (левый). Данные дуалы легко отличить по глянцевой черной ручке.
- Гидравлические тормоза – BR-RX400-R (задний) и BR-RX400-F (передний)
Из данной серии, хотелось бы выделить задний переключатель, так как он является самым бюджетным в линейке GRX и, как следствие, самым желаемым под апгрейд. Счастливым обладателям велосипеда с трансмиссией Shimano Tiagra не придётся ничего менять из компонентов, для того, чтобы поставить данный переключатель.
Shimano GRX 600 2x11 и 1x11 (аналог 105 и SLX)
Шестисотая серия, так же «не блещет» изобилием:
- Гидравлические дуалы – ST-RX600-R (правый х11), ST-RX600-L (левый 2х11) и BL-RX600-L (левый 1х11). Данные дуалы легко отличить по матовой черной ручке.
- Системы – FC-RX600-11 (2х11, 46-30T) и FC-RX600-1 (1х11, 40T)
Shimano GRX 800
И лишь восьмисотая серия GRX может похвастаться более или менее адекватным набором комплектующих.
Также, восьмисотая серия имеет в дополнение к механической трансмиссии – электронную Di2.
Механическая серия GRX 810 и 812 (аналог Ultegra и XT)
- Гидравлические дуалы – ST-RX810-R (правый х11), ST-RX810-L (левый 2х11), ST-RX810-LA (левый 1х11 с регулированием дроппер поста) и BL-RX810-L (левый 2х11). Данные дуалы легко отличить по матовой ручке грифильного цвета и хромированной окантовке верхней части.
- Гидравлические «дублёры» – BL-RX812-R (правый) и BL-RX812-L (левый). Впервые дебютировали именно в линейке GRX. Представляют из себя классические гидравлические MTB-ручки, которые работают параллельно с дуалами, тем самым, давая возможность остановить байк как в верхнем хвате, так и в классическом, держась за комборучки.
- Передний переключатель – FD-RX810-F. В отличие от переключателя четырёхсотой серии может работать с 48Т и 50Т звездами.
- Системы – FC-RX810-2 (2х11, 48-31T) и FC-RX810-1 (1х11, 40T или 42Т)
- Задние переключатели – RD-RX812 (11 скоростей, максимальная большая звезда 42T, технология Shadow+) и RD-RX810 (11 скоростей, максимальная большая звезда 34T, технология Shadow+)
- Гидравлические тормоза – BR-RX810-R (задний) и BR-RX810-F (передний)
Электронная серия GRX 815 с технологией Di2 (аналог Dura-Ace и XTR)
- Гидравлические дуалы – ST-RX815-R (правый х11), ST-RX815-L (левый 2х11). Данные дуалы отличаются от своих «собратьев» другой формой и, что странно, не имеют сингл-спид версии. Только 2х11.
- Передний переключатель – FD-RX815-F. Отличается от FD-RX810-F только наличием электронного переключения.
- Задние переключатели – RD-RX817 (11 скоростей, Di2, максимальная большая звезда 42T, технология Shadow+) и RD-RX815 (11 скоростей, Di2, максимальная большая звезда 34T, технология Shadow+)
Продавцам проще обмануть покупателя
После полного разбора линейки GRX невооруженным глазом прослеживается отличная маркетинговая компания. Акцент сделан на топовую восьмисотую серию, в которой представлено намного больше компонентов и интересных решений.
Складывается впечатление, что компания Shimano нарочно внесла путаницу в линейку GRX, дабы неподготовленный покупатель не понял подвоха. В 2020 году довольно много производителей оснастили свои гравийные велосипеды GRX-ом. Но, так как серии внутри линейки являются неполными, то и велосипеды также оборудуются точечно. Система шатунов у вас может быть из серии RX-600, а задний переключатель – RX-400.
То бишь, по сути, это такое же комбинирование запчастей, как в шоссейном и #MTB сегменте (Deore + Alivio или Tiagra + Sora).
Но, с визуальной и брендовой точки зрения все серии GRX воспринимаются, как одно целое. Неподготовленный покупатель, который может легко отличить #Deore и #Acera, не сможет отличить разные серии GRX.
Браво, маркетологи Shimano!
Почему мы считаем, что продвинуть GRX в массы не удалось?
Перейдем к рассуждениям и анализу данной линейки.
Хотим сакцентировать ваше внимание, что все доводы, приведенные ниже, являются субъективным мнением нашей команды.
Нет поддержки механических тормозов
Shimano в линейке #GRX сделали, наверное, одни из самых удобных дуалов на рынке. Но почему они работают только с гидравлическими тормозами?
Чем думали маркетологи и аналитики компании, когда разрабатывали данную линейку, учитывая, что «львиная» доля гравийных велосипедов поставляется с механическими дисковыми тормозами Avid BB5/BB7 и TRP Spyre C?
Как мы уже упоминали в первом разделе данной статьи, гравийные велосипеды тесно пересекаются с турингами. Почему Shimano не захотели захватить дополнительный сегмент рынка любителей велопутешествий, которые в большинстве своём используют дисковые механические тормоза? – Нам в корне не понятно!
Нет чёткой информации по совместимости с шоссейными и MTB-компонентами
Если отойти от выбора цепей и кассет, в сухом остатке у нас нет понимая, можем ли мы комбинировать GRX с шоссейными и MTB-компонентами?
Например, «подружить» задний переключатель Deore и дуалы GRX; или те же самые дуалы совместить с Шоссейным передним переключателем и шоссейной системой.
Если вы владеете данной информацией, просьба поделиться ей в комментариях!
Крайне запутанные и неполные серии внутри линейки, для тех, кто планирует апгрейд
Представим ситуацию, что вы обладаете гравийным или туринговым велосипедом с полностью шоссейной трансмиссией. Допустим, это будет #Shimano #Sora.
Для того, чтобы выполнить полный апгрейд трансмиссии, вам придется покупать комплектующие из разных серий, которые отличаются и по весу и по уровню. Только, разве что, серия RX-800 сможет в полной мере дать равномерный «скачок». Но стоимость данной серии крайне сильно «ударит» по вашему кошельку.
Что на наш взгляд не хватает линейке GRX?
Ответ есть, он четко формулирован и понятен:
Необходима полноценная серия RX-400
В данной серии должны присутствовать:
- Дуалы, совместимые с механическими дисковыми тормозами. Что сделает их бюджетнее и охватит намного больше потенциальных покупателей
- Система с большой звездой на 48 зубов (такая система присутствует только в линейке RX-800)
- Кассета с большой звездой на 36T. Желательно, чтобы она была так же забрендирована под GRX для более простого поиска и входила в готовые группсеты для покупки.
Выполнив эти три несложных шага, линейка GRX раскрылась бы для большего числа покупателей и потребителей благодаря более бюджетной цене, полноценной серии комплектующих и правильными техническими решениями.
В итоге, линейка станет более понятной:
- Хочешь самую технологичную и легкую трансмиссию на свой карбоновый гравийный велосипед? – Твой выбор GRX RX-810 или RX-815
- Не гонишься за долями секунд, но хочешь отличный спортивный обвес для своего гравийного байка? – Твой выбор комбинация GRX RX-600 и RX-400
- Ты простой велолюбитель или турист, обладающий гравийным или туринговым велосипедом? – Твой выбор GRX RX-400 в базовой версии с механическими тормозами.
Напишите, пожалуйста, в комментариях своё мнение по поводу линейки Shimano GRX!
_________________________________
Есть вопросы?
— Комментарии всегда открыты для вас!
Понравилась статья?
— Подпишись на другие наши социальные сети!
Новости в Telegram
Паблик ВКонтакте
Канал на Rutube
Клуб на Strava
Клипы в TikTok
Канал на YouTube
Профиль в Instagram*
Наш промокод tourbiketime даёт:
Скидку 3% у наших друзей в магазинах Double Sports
Скидку 5% у топового ателье handmade сумок Sacra
Нравится формат подкастов? — Слушай нас на всех популярных площадках:
Google Подкасты
Apple Podcasts
Яндекс Музыка
ВКонтакте Подкасты
Spotify Подкасты
*является в РФ экстремистской организацией