Найти тему

Торговля на маркетплейсах. Разделить обязанности

Занять место на бесконечной полке маркетплейса — современного канала сбыта — мечта каждого производителя. Но дотянуться до этой вожделенной полки получается не у всех. Во многом из-за того, что не хватает знаний, времени и рабочих рук, чтобы выполнить все требования электронного продавца к товарам и логистике, а тем более соблюсти эти требования для разных торговых электронных площадок. Как известно, спрос рождает предложение, а в данном случае рост популярности e-commerce стимулировал развитие направления и появление околоорбитных сервисов.

Как разместить товары на бесконечной полке маркетплейсов?
Как разместить товары на бесконечной полке маркетплейсов?

Одним из примеров помощи производителям в выходе на маркетплейсы стала компания «Электроопт», созданная Антоном Фатеевым, Дмитрием Статовским и Владимиром Мариновичем. До того как идея нашла свое воплощение, они разными путями пришли к единому выводу: наши производители умеют делать качественные и востребованные товары, но зачастую не готовы к решению маркетинговых и логистических задач, не говоря уже о построении процесса продаж. Как уверяют бизнесмены, человек должен тратить время и усилия на то, в чем он прекрасен.

Владимир Маринович, сооснователь агрегатора маркетплейсов ELECTRO-OPT.com
Владимир Маринович, сооснователь агрегатора маркетплейсов ELECTRO-OPT.com

«Вот нравится человеку производить, значит, надо сделать так, чтобы он сосредоточился именно на этом — на производстве уникальных востребованных продуктов. А скучные моменты, такие как маркетинг, упаковка, продажа, логистика, должен взять на себя качественный реальный сервис. Подчеркну, это должен быть именно сервис, а не консалтинг и тем более не инфобизнес», — уточняет Владимир Маринович.

Что касается вознаграждения, то тут применяется очевидная и наиболее честная модель по отношению к производителю: либо комиссия с продаж, либо выкуп объема по оптовой цене и самостоятельная реализация.

«Такой подход честный по отношению к производителю и дает хорошую маржинальность. Например, комиссии с продаж уже доказали свою эффективность на примере агрегаторов такси, когда они берут на себя весь процесс продаж от упаковки предложения до поиска клиента, а водитель делает свою непосредственную работу — везет клиента, а полученные от клиента деньги распределяются в заранее оговоренных частях. Это все продолжение модели «уберизации»: каждый должен сосредоточиться на своем деле. Мы умеем продавать через маркетплейсы, создали сервис одного окна, когда через нас производитель автоматически попадает сразу на 12 площадок, а в ближайшее время их станет 13. Востребованность и тот факт, что мы поймали тренд, доказывает очередь производителей, которые хотят начать с нами работать», — комментирует собеседник издания.

«Электроопт» — платформа для трех категорий производителей: для тех, у кого нет времени и средств на маркетинг, для тех, кто уже торгует через маркетплейс, но желает расширить каналы сбыта, и для тех, кто еще не зашел на маркетплейсы (например, новые бренды).

Антон Фатеев, сооснователь агрегатора маркетплейсов ELECTRO-OPT.com
Антон Фатеев, сооснователь агрегатора маркетплейсов ELECTRO-OPT.com

«Мы работаем следующим образом: сначала заключаем с производителем договор, подбираем оптимальные торговые площадки, проходим все согласования, регистрируем товар на маркетплейсе. Следующий шаг — продажа тестовой партии. Далее — наращиваем обороты: либо выкупаем партию по оптовой цене, либо работаем за процент от продаж. Мы упаковываем товар согласно требованиям маркетплейса, обеспечиваем отгрузки, работу с возвратами, продвижение товара, ведем всю отчетность, которую предоставляем производителю», — рассказывает Антон Фатеев.

«Если рассматривать аудиторию производителей, кто может продавать товар на маркетплейсах, то условно их можно разделить на три категории. Первая — те, кто уже реализует свой товар на электронной полке, желает зайти еще на одну площадку, но у них уже нет ресурсов формировать и обслуживать новый канал сбыта. Вторая группа — те, кто ожидает постановки на маркетплейс. Третья — это те, кто только думает выходить в онлайн-торговлю. Задача нашего сервиса — упростить процесс достижения поставленной цели. Например, выход на маркетплейс через нас сокращает период ожидания, размещение занимает не месяцы, а 10 дней», — поддерживает разговор Дмитрий Статовский.

Рынок маркетплейсов растет семимильными шагами. По экспертным оценкам, объем международного рынка к 2024 году составит порядка 8 трлн долларов. Для сравнения, на данный момент он уже равен 2 трлн долларов. Российский рынок маркетплейсов не отстает, сегодня его объем оценивают в 1 трлн рублей, но рост прогнозируют в геометрической прогрессии.

«В разрезе возможностей для роста маркетплейсов вижу два пути. Первый — появление нишевых площадок, которые будут специализироваться на одном виде товаров. Второй — укрупнение, появление международных маркетплейсов, когда, например, товар, произведенный в Калуге, можно будет продать в Бразилии», — рассказывает Владимир Маринович.

Конечно, когда появляется точка безудержного роста, могут возникнуть и стоп-факторы развития, которые придется преодолевать. В качестве очевидной угрозы создатели сервиса «Электроопт» называют астрономический объем логистических задач, который обрушится на маркетплейсы параллельно с их ростом. Тут необходимо очень много работы, в том числе и построение цифровых процессов, максимальная автоматизация. Выиграют те, кто уже сегодня задумывается об этом.

Дмитрий Статовский, сооснователь агрегатора маркетплейсов ELECTRO-OPT.com
Дмитрий Статовский, сооснователь агрегатора маркетплейсов ELECTRO-OPT.com

«Тем не менее маркетплейсы стали позитивным драйвером для несырьевой промышленности. Потребитель может выбрать, купить или вернуть товары совершенно разных категорий в одном месте — это так называемый эффект бесконечной полки. Более того, потребитель получает лучшую цену, так как производители вынуждены конкурировать, а сравнение стоимости и поиск наиболее привлекательного по цене предложения — дело одной кнопки. Эти моменты привели к тому, что сегодня в день в среднем маркетплейсы посещают десятки миллионов человек, соответственно, электронные площадки стали очень мощным каналом сбыта для производителей», — комментирует Дмитрий Статовский.

Предприниматель отмечает, что другой важный аспект маркетплейсов — их стимулирование появления новых рынков, где возникают новые компании, обслуживающие потребности производителей и поставщиков при выходе на эти площадки.

«Когда мы говорим о функционировании маркетплейсов, мы можем говорить об эффекте бизнес экосистем, инновационных систем, полюсов роста, когда компания за счет консолидации большого числа производителей, поставщиков сервиса и услуг формирует новые рынки, новые комбинации взаимодействия между участниками, за счет чего достигается подъем экономики отрасли, региона, государства», — резюмировал Дмитрий Статовский.

Автор: Евгения Гладущенко

Оставить заявку на быстрое размещение на маркетплейсах Wildberries, AliExpress, Ozon.ru, Беру!, и еще 12+ маркетплейсов можно здесь.