Как оказалось, спрос на тексты про Университетскую жизнь с точки зрения преподавателя - огромен. Оно и не удивительно, все хотят к первому сентября лучше подготовиться к наступающему учебному году, а неизвестность пугает как самих абитуриентов, так и их родителей.
Что ж, я готов в этом помогать и дальше. В первом посте мы рассмотрели только первую порцию того, что не стоит делать первокурснику, сейчас же углубимся дальше. Многое из того, что я скажу ниже, актуально не только "первакам", но и на протяжении всей учебы, да и дальше тоже сгодится. Поехали!
Ошибка номер 1. Спорить с преподавателем.
Ситуации на учебе бывают разные. Я не исключаю, что бывает и так, что преподаватель не прав - сам был свидетелем подобных событий. Но вступать в открытый спор с преподавателем - всегда ошибка, ведь студент заранее в проигрышном положении. Споры обычно бывают двух видов: по успеваемости и по сути предмета. Первый случай - наиболее распространенный. Конечно, преподаватель может забыть проставить вам какие-то баллы, но чаще всего такое решение аргументировано и сделано не случайно. Такие споры очень раздражают преподов, а особо рьяные спорщики почти наверняка сразу получат ярлык "наглый и беспардонный". Стоит ли говоришь, что негативное впечатление у преподавателя - совсем не то, что нужно первокурснику? Конечно, если преподаватель правда не доставил вам баллы и не прав - вы имеете право отстаивать свою позицию, но конфронтация даже при победе сейчас наверняка испортит отношения и может принести неприятностей в будущем. Например, у вас могут быть с этим преподавателем еще занятия на других курсах, и уж там он точно уделит вам "особое" внимание и ничего не упустит. Также важно понимать, насколько большой будет выхлоп от этого конфликта - если дополнительные баллы не повлияют на конечную оценку, то делать это не просто бессмысленно, но и вредно.
В любом случае помните, что в конфликте студента/студентов и преподавателя - руководство университета все-равно негласно будет на стороне работника. Да, его максимум попеняют неофициально, а вот дальше вам придется как-то с ним взаимодействовать, что будет очень и очень нелегко. Намного лучшим вариантом будет попробовать найти к преподавателю подход, попробовать обсудить это в более конструктивной манере. Даже у самых надменных товарищей с огромным самомнением есть свои слабости, достаточно просто дать им его потешить и тогда отношение к вам изменится в лучшую сторону, а это всегда поможет получить положительный результат.
Споры же по сути предмета тоже не совсем понятны. Если вам кажется, что преподаватель в чем-то не прав, то подойдите к нему отдельно и спросите об этом, а вот выносить это на публику и устраивать шоу в аудитории не стоит. Нужно понимать, что преподаватели не всегда преподают конкретно свой предмет, возможно он только что получил его "по наследству" от другого преподавателя и пока еще не слишком сориентировался. Ну и просто ошибки никто не отменял, учителя и преподаватели тоже люди. А вот для любителей "смотри-ка, я умнее препода, уруру" все в любом случае сложится негативно. Даже если препод не имеет достаточной квалификации (а я с такими сталкивался), у него фактически есть все способы вас завалить, даже если вы знаете лучше его. Ну и всегда возможен такой вариант, что вы сами что-то недопоняли, и преподаватель прилюдно раскатает вас - не только опозоритесь, но и отношение испортите.
Короче, спор с преподавателем это всегда проигрышная ситуация и до нее лучше не доводить.
Ошибка 2. Поиск абсолютной справедливости.
"Увы, справедливости в Университете нет" - фраза одного моего коллеги, которая очень точно описывает ситуацию. Многие первокурсники еще не переболели подростковым максимализмом, из-за чего в них крайне сильно чувство справедливости. Когда же они сталкиваются с ее отсутствием, то сильно расстраиваются, пишут жалобы, скандалят, либо, что еще хуже, забивают на учебу. И если первое вредит репутации, то второе вредит получаемым знаниям, а таким образом студент если кого и накажет, то только самого себя.
Что я имею в виду? Расскажу на собственном примере из далекого 2009-ого. Я почему-то был уверен, что отличники в нашем несовершенном обществе могут претендовать на бюджет. И да, во многих ВУЗ-ах такое практикуют, но чаще всего бюджетные места это золотая жила, которую просто так никто не отдаст. После первого года обучения, зайдя в деканат с одними пятерками и получив отказ даже в рассмотрении такой вероятности, я жутко разочаровался. Решив, что какой теперь смысл заморачиваться с учебой, я второй курс уже забивал на занятия по полной. Еле вырулил в конце на четверки, но уже их количеством сорвал себе красный диплом в будущем. Сколько бы я дальше не старался ситуацию выправить, этого уже не вышло. Кого я этим наказал? Да никого, кроме себя.
Умение справляться с проявлениями несправедливости в жизни - важный навык и признак взросления. Поэтому чем скорее студент начнет воспринимать мир адекватно, тем для него будет лучше. Да, руководство ВУЗа частенько не блюдет интересы студентов, преподаватели бывают необъективны и так далее - но вместо того, чтобы негодовать, лучше принять некоторые вещи как данность, чтобы начать продуктивно обходить эти проблемы.
Ошибка 3. Разочаровался в специальности - зачем дальше учиться?
Примерно после 2-3 курса (а у кого-то и значительно раньше) у более чем половины студентов появляется характерный для Университета повод для депрессии - "я не угадал со специальностью, мне не нравится". После чего в них пропадает энтузиазм, они не ходят на занятия, ничего не учат и тратят время в никуда. Ситуация эта стандарта во многом потому, что к этому времени человек взрослеет, привыкает к самостоятельности и мировоззрение у него меняется. Поэтому не удивительно, что он уже совсем в другом свете воспринимает свой выбор, сделанный в семнадцать лет практически вслепую. Почти всегда в таком возрасте абитуриент не может самостоятельно взвешенно сделать выбор, который определит его будущую жизнь: ему для этого не хватает ни знаний, ни опыта. Мамы и папы тоже не слишком здесь помогут - они рассуждают "со своей колокольни", что никак не помогает с самоопределением, да и информация у них может быть неактуальна.
Чтобы вы понимали, в зарубежных ВУЗах не выбирают специальность как раз до 3 курса. А уже после вас заставят взять основную специализацию и вспомогательную, которые могут быть довольно далеки друг от друга. У нас такой роскоши пока нет, поэтому мы вынуждены плясать от обратного.
Что нужно понимать студенту, чтобы эффективно из такого кризиса выбраться? Во-первых, почти 80% людей работают не по специальности либо полностью, либо частично. Поэтому факт наличия у выпускника диплома определенной специальности еще ничего не значит - гуманитарная специализация, например, не помешала мне в свое время устроиться в одну из компаний mail.ru (еще до того, как я ушел в преподавание). Более того, сейчас все более распространена смена специальности в магистратуре - главное только подготовиться к вступительным, а так вам ничего не мешает после исторического пойти, скажем, на эконом, либо на юридический. Лишь бы сердце к этому лежало.
Более того, сейчас в рамках цифровизации экономики существует очень много крутых и высокооплачиваемых профессий, которым в принципе не научат в Университете. Так чего лишний раз депрессовать по поводу не слишком удачного выбора? Воспринимайте это в худшем случае, как возможность просто получить корочку и набрать немного знаний по пути - без высшего образования работодатель редко будет к вам благосклонен.
Ошибка 4. Буду ходить на конференции, симпозиумы и тд, чтобы легально пропускать занятия.
В студенческой жизни всегда много разных событий: то посол какой-нибудь страны приедет, то открытую лекцию проводит гость из Гарварда и так далее. Список тут реально бесконечный. В целом, Университет всячески поощряет такую активность. Главное, чтобы студент при этом не оставлял основную учебу, ведь на то она и дополнительная активность. К сожалению, не все студенты это понимают. Многим кажется, что посещение научной конференции в качестве слушателя, а уж тем более выступающего - это куда более серьезно, чем какие-то пары и лекции. Однако выступление и тем более простое участие в таких мероприятиях не освобождает вас от основной учебы и не присваивает вам автоматом статус выпускника.
Тем не менее, такие студенты появляются каждый год и потом пытаются давить на преподавателя при определении оценок: "ну я же не просто пропустил, я был на конференции", "я не мог подготовить это задание, я готовил доклад на симпозиум" и так далее. Воспринимается это максимально негативно, ведь студенческие конференции - это не столько про науку, сколько про возможность примерить на себя роль ученого и исследователя, попробовать академическую жизнь на вкус. И если такая проба оказывается вредной для основного образования, то отношение к этому может быть только одно. Особенно смешно смотреть на тех, кто после таких вот конференций "ловят звезду", хотя по факту до реальной науки у них дойти вряд ли получится аж до аспирантуры.
Короче - конференции это круто, студенты должны стремиться к науке, но не делать из этого "золотую отмазку" для прогулов.
Ошибка 5. Поверхностная оценка преподавателей.
Казалось бы, преподаватель - безусловный авторитет для студента, но не всегда это так. Молодые люди очень быстро готовы налепить ярлыки на преподавателей: "этот хороший, особо не валит", "этот плохой, постоянно придирается". По факту такое скороспелое суждение о преподавателях может быть очень ошибочным и даже контр-продуктивным.
Приведу простой пример из своего студенчества. Было два преподавателя по смежным дисциплинам. Один спрашивал строго, заставлял учить и, по мнению студентов, "жестил". Другой же был простой, общительный, особо не ругал никого и учить ничего не заставлял. Казалось бы, второй поставит всем пятерки и все, но реальность оказалась иной - первый преподаватель провел экзамен как обычно, и люди получили, в общем то, неплохие оценки. Когда дело дошло до второго, тот оценил экзамен у группы крайне низко. Как потом выяснилось, он еще не ставил халявщикам баллы в течение семестра, просто делал это с улыбкой и никого не ругал. По факту "добрый" препод оказался куда более требовательным, поставив четверки и тройки даже тем, кто был свято уверен, что заслужили "пять".
И другой пример, более абстрактный. Был у нас преподаватель, который пары вел, мягко говоря, неинтересно. Заготовленные с Википедии лекции уже тогда вгоняли студентов в сон и заставляли их подкатывать глаза. Малосвязанные тексты, зачастую даже с ошибками, сразу наталкивали на мысль - что это плохой преподаватель, который ничего не знает, да и вообще пора ему уже на пенсию. Впоследствии, столкнувшись с этим преподавателем профессионально, я был шокирован тем, каким серьезным специалистом в своей области он является - десятки высокоцитируемых работ, широкая известность среди специалистов своей сферы, большие познания по теме. Короче, совсем другой человек. Но как это вязалось с бредовыми лекциями? Все оказалось просто, этот преподаватель больше ученый и исследователь, ему интересно было писать работы и книги, а вот преподавание восторга не вызывало, тем более тех предметов, которые ему "передали". Мы тогда и не догадывались, что читаемый им предмет - чей-то чужой, и что сам он его начитывает только по остаточному принципу.
Короче, не спешите списывать кого-то со счетов и навешивать ярлыки. Возможно, что тот самый нелюбимый вами преподаватель потом при защите диплома или государственном экзамене будет настаивать на том, чтобы поставить вам более высокую оценку и не даст вас завалить комиссии.
*****
Надеюсь, было интересно и полезно. Понимаю, что подборка получилась слегка "пессимистичной", но большинство из этого составлено по горячим следам и реальному опыту, а не взято с потолка. Какие-то ошибки я совершал сам, какие-то видел, как совершают другие. Так или иначе, будущим абитуриентам будет полезно про них прочитать, ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках :))
Если вам понравилось - пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь, делитесь публикацией со своими одноклассниками, детьми, родителями. Если у вас есть знакомый абитуриент, киньте ему ссылочку - на всякий пожарный.
PS. А еще я на канале разыгрываю часы, на удивление участие принимает немного людей, хотя, как мне кажется, часы G-Shock были бы идеальным подарком любому абитуриенту к первому сентября.