Вовлеченность определяет, горит ли учащийся или тухнет от скуки на занятии, понимает ли свою роль в процессе или же пассивно отсиживает часы. О вовлеченности, сериалах и занятиях, методах вовлечения и цифровых лайфхаках - в статье.
❗ А в конце - списки фишек, которые вовлеченность могут усилить. Ищите в разделе "Как завести вовлеченность" ❗
Вовлеченность - двигатель занятия
Общее сетование преподавателей на онлайн: дети и студенты отвлекаются и их нельзя "достать". Ученики могут открыть ссылку на сериал, отключить звук трансляции, включить стрим и т.д. и т.п. Невозможно подойти или глянуть многозначительно (спойлер: вообще-то и не надо). В онлайне хуже работает язык тела, техника ограничивает время реагирования и часто кажется, что аудитория спит.
Часто действительно спит. Но дело тут не только в онлайн. Важно понять, вовлечена ли аудитория в занятие или нет. Здесь помогают не цифровые инструменты или очное цыканье, а правильное образовательное планирование урока.
Вовлеченность ≠ внимание
Важно не путать:
- Управление вниманием - это то, как студент или ученик реагирует на стимулы здесь и сейчас.
- Вовлеченность - это более глобальная характеристика, которая показывает заинтересованность учащегося в обучении и в получении знаний.
Внимание - только часть: оно может нарушаться из-за внешних факторов (собака влетела в комнату), но не мешать развитию общей вовлеченности.
В психологии управлении персоналом вовлеченность ближе к мотивации. Она показывает, как эмоционально, интеллектуально и физически сотрудник готов выполнять свою работу (из Википедии). В случае с онлайн занятием вовлеченность показывает, как сильно учащегося интересует происходящее на занятие и связывает ли он себя с этим всем. Если нет - здравствуйте, чаты с друзьями, игры, видосики в соцсетях и сериальчики.
Сериал интереснее обучения?
Посмотреть 20 минут стендапа или 20-минутную запись "говорящей головы"? Включить тайком новую серию или сосредоточиться на учителе на экране?
Борьба медиа с образованием обернулась переговорами. Сейчас эксперты в elearning уже не говорят о том, как победить Netflix и ТикТок. Они рассуждают, как использовать опыт медиа для образования.
Онлайн обучение будущего - это вовлекающий сериал, который на роль главного героя ставит ученика. Забудьте о пассивном и контролируемом слушателе. Профессор и студенты - равноправные участники занятия и у каждого есть своя роль. Как отмечает Булат Нуреев, директор программы MOOVE для студентов от бизнес-школы СКОЛКОВО и МТС, образование уходит от "трансляционного" формата к активному студентоориентированному обучению. И уводит туда преподавателей и учащихся.
Главный вызов образованию, который был обострен пандемией, — не цифровые инструменты, а образовательные методики, которые должны быть изменены и адаптированы к реальности дистантного взаимодействия.
© Булат Нуреев, директор программы MOOVE для студентов от бизнес-школы СКОЛКОВО и МТС
Вовлечение онлайн: синхронное и асинхронное
Методисты курсов, создавая курс-сериал, планируют асинхронное вовлечение. Оно не подразумевает эффекта "учимся здесь и сейчас". Неизвестно, когда студент обратится к материалу, но надо приготовить его траекторию. В этом помогает знание педдизайна и анализ целевой аудитории.
Но это не про случай онлайн занятия преподавателя с классом на вебинарной платформе вроде Zoom. В этом случае занятие происходит синхронно: все участники подключены. И вот во время него "нельзя достать" (см. начало статьи).
Конечно, преподавательская харизма, знание своего предмета и увлеченность им вытянут занятие вне зависимости от формата. Но всё-таки есть некоторые опорные пункты.
Из чего складывается вовлеченность аудитории
Наверняка есть серьезные академические работы с экспериментальными данными. Сто процентов. Но я практик, и вот что я заметила:
⭐ Студенты вовлечены, когда чувствуют свою значимую роль в занятии. Она сводится не к "молчать и исполнять", а высказываться, предлагать решения, ошибаться без страха и делиться знаниями друг с другом.
⭐Студенты вовлечены, когда имеют возможность поделиться своим мнением и получить доброжелательную обратную связь от преподавателя и других учащихся.
⭐Студенты вовлечены, когда понимают, к какому результату они должны прийти в конце занятия и как этот результат связан с реальной жизнью.
⭐ Студенты вовлечены, когда они понимают все инструменты и методы достижения результата на занятии.
Как видите, прав господин Нуреев, дело не в цифровых инструментах, а в методиках. Просто онлайн формат вскрыл несостоятельность менторских подходов в обучении.
Как завести вовлеченность
Это не реклама-реклама, а демонстрация, как мучается преподаватель, заводя аудиторию.
Общие правила
- План известен всем. Расскажите, как пойдет занятие, как и в какое время ожидается активность студентов. Если собираетесь вести занятие-диалог - предупредите об этом, а не тыкайте неожиданно в ученика "А вы что думаете, Петров?" Озвучивание плана занятия показывает уважение к студентам и автоматически делает их активной частью этого занятия.
- Все знают время. Студенты понимают, когда могут задавать вопросы, когда работают в парах или группах, когда пишут в чат. Это важно не для того, чтобы контролировать всех, а для того, чтобы успевать реагировать друг на друга.
- Все знают роли. Может быть, у вас эвристическая лекция, где студенты говорят больше, чем преподаватель. Или вы даете кейс на разбор, только подбрасывая вопросы и инструкции. Также вы можете уйти на позицию фасилитатора и куратора, а студенты будут обучать друг друга.
- Общение и передача информации. Модель передачи знаний "учитель ➡ ученики" устарела, сейчас работает модель "от всех ➡ ко всем". Студенты могут находить информацию сами и передавать друг другу - иногда даже такую, о которой вы не слышали. Объясните студентам, как они могут делиться чем-то полезным во время занятия (в чате или в общем виртуальном пространстве). Для таких случаев можно завести папку в виртуальном облаке.
- Общая ответственность. Мои студенты помогали друг другу разобраться с техническими трудностями или напоминали включить микрофон, потому что хотели, чтобы все смогли участвовать в занятии без проблем. Объясните студентам, что они тоже участвуют в достижении цели занятия и могут влиять на ситуацию, если что-то идет не так.
Технические фишки
- Цифровой ритуал в начале занятия. Мы со студентами разрисовывали доску, чтобы отметить присутствие. Можно прогнать маленькую игру в чате "Продолжи фразу..." или попросить написать ответы на незачетный квиз - кто быстрее. Я знаю преподавателя, у которого студенты в начале занятия все придумывали приставки к именам: "Барон Матвеев", "Волшебница Зарева". Подойдет любая неформальная активность, требующая простого действия от каждого.
- Реакции и лайки. Если вы работаете в Zoom или в Skype, у каждого участника в нижнем меню есть кнопки для реакции: лайки и эмодзи. Попросите учащихся использовать их в ответ на ваши вопросы вроде "Всё понятно?", "Как вам такая идея?"
- Вопросы и мнения в чат. Вы можете использовать вопросы-интриги и просить студентов написать свое мнение в чат. А потом сделайте паузу, чтобы прочитать и прокомментировать все варианты. Это позволит высказаться большему количеству студентов.
- Совместная работа в цифровом пространстве. Используйте общее виртуальное пространство как большую доску, куда каждый может записывать ход решения. Это может и Google-документ, и интеллект-карта вроде Coogle или MindMeister. Главное не забывать до начала занятия или в начале прислать студентам ссылку.
- Рефлексия после занятия. В Zoom есть встроенная подключаемая форма обратной связи. Там студенты могут, как на сайтах с отзывами, отметить качество связи, оценить понятность материала и т.д. Также вы можете создать такие формы в Kahoot или в стандартном опросе в Google. Это покажет студентам, что их мнение важно и поможет вам скорректировать следующее занятие.
Читайте материал от РБК Трендов "Я весь внимание: десять техник вовлечения для участников онлайн-встреч"
Образовательные методики, повышающие вовлеченность
Но требующие большей подготовки:
✔ Перевернутый класс. Стимульный материал дан на домашнее ознакомление, а на занятии - рефлексия и дискуссия.
✔ Кейс-метод. Работа над реальной задачей, связанной с темой занятия. Чтобы решить её, надо быть знакомым с материалом.
✔ Симуляция или ролевая игра. Есть ситуация, у каждого есть роль (может, в том числе и у преподавателя) и цель для достижения.
✔ Геймификация. Прохождение игрового квеста или соревнования.
Каждая методика требует отдельного разговора, который и будет - в других статьях
----------------------------------------------------------------------------------------------
💜 Спасибо, что дочитали! 💜 Бонус для вас - любопытный выпуск подкаста "Как учиться" об онлайн-курсах, вовлеченности и мотивации учиться: