Найти тему

"Мы обкатали онлайн-обучение": как франчайзи "РОББО Клуба" развивает сеть вопреки пандемии

Ученики РОББО Клуба конструируют собственных роботов!
Ученики РОББО Клуба конструируют собственных роботов!

До того, как купить франшизу «РОББО Клуба», Алексей Орлов много лет работал в IT-сфере, участвовал в создании баз данных паспортного учета граждан, жилого фонда и расчета квартплаты для администрации родного Пскова. Участвовал в построении городского и областного расчетных центров, автоматизации Фонда капитального ремонта и по сей день занимается ЖКХ-программами.

«История с «РОББО Клубом» началась с того, что я хотел сделать оригинальный и умный подарок сыну на Новый год. Современных детей уже сложно чем-то удивить, но я не терял надежду и однажды наткнулся на конструктор Lego с микроконтроллером. Его можно было запрограммировать так, чтобы робот мог взаимодействовать с миром. Он произвел на меня такое впечатление, что я отодвинул ощутимый ценник на второй план и купил его в дом. Мы начали осваивать его вместе с сыном и я задумался, какие курсы есть в городе, где ребенок мог бы самостоятельно изучать такие вещи. На тот момент в нашем городе их не нашлось. Тогда я понял, что это очень перспективно», — рассказывает Алексей.

Он потратил год на изучение рынка образовательной робототехники и в конце концов пришел к идее покупки франшизы. «Тогда ориентироваться на рынке было сложно: требований и стандартов нет, тема новая, отзывов мало, — вспоминает Алексей. — Я изучил одну франшизу, вторую, третью, созванивался, переспрашивал и в итоге дошел до «РОББО Клуба». Меня подкупило то, что в школе «РОББО» учили на собственном оборудовании российского производства, имели авторские постоянно развивающиеся методики обучения, уделяли большое внимание подготовке преподавателей и ставили целью воспитать инженера-новатора, заложить в ученике фундамент, который поможет создавать свои электронные устройства. Это сильно отличалось от концепции компании Lego, цель которой, как я сейчас вижу, — подсадить на свой продукт, воспитать не инженера, а пользователя».

Школьная коллаборация

Открытие клуба обошлось примерно в 1 млн рублей. Первый «РОББО Клуб» в Пскове заработал в апреле 2017 года. «В идеале, конечно, запускаться в сентябре и хотя бы за пару месяцев начинать подготовку: полгода можно «убить» только на согласование договора аренды в школе», — предупреждает предприниматель.

По задумке Алексея, новый кружок должен был открыться в спальном районе, чтобы дети сами могли ходить на дополнительные занятия. Подходящим вариантом была идея открыться в общеобразовательной школе: там уже есть компьютерный класс, вся необходимая инфраструктура и многим детям удобно оставаться после основных занятий.

«Основной фактор, который заставил меня пойти в школу: необходимость получать образовательную лицензию, а, значит, найти помещение, отвечающее очень высоким требованиям по санитарным и пожарным нормам. Одно из них — наличие трех туалетов: для мальчиков, девочек и взрослых. Найти такое коммерческое помещение в Пскове было почти невозможно», — вспоминает Алексей.

С директором школы Эльвирой Викторовной Васичевой, по словам Алексея, общий язык удалось найти сразу: «Она учитель физики, болеет за интересы детей и сразу увидела в этом огромный потенциал. Она же познакомила меня с преподавателем информатики Станиславом Александровичем Литвиновым , который стал нашим первым педагогом и до сих пор работает у нас».

Предприниматель считает, что с кадрами ему сильно повезло: в итоге подобрался такой коллектив, от которого в восторге и дети и родители: «Я писал в наш университет, в чаты аспирантов, друзьям и в итоге нашел тех, кого искал. Судя по остальным кружкам в нашем городе и партнерам в других городах: найти достойных преподавателей сложно, несмотря на хорошее зарплатное предложение».

Он уточняет, что в «РОББО» есть своя академия: каждый, даже самый квалифицированный учитель информатики должен пройти обучение и сертификацию. «Кадры решают все: любой навороченный конструктор останется железом, если тот, кто будет закладывать знания в голову, будет делать это плохо», — считает Алексей Орлов.

В 2019 году псковский "РОББО Клуб" стал победителем конкурса "Лучший социальный проект", итоги которого ежегодно подводятся на инвестиционном форуме в Сочи. Его организует Российский государственный социальный университет при поддержке Министерства экономического развития РФ и Агентства стратегических инициатив. За победу боролись 800 компаний со всех регионов России в 24 номинациях. Алексей Орлов стал лучшим социальным предпринимателем в специальной номинации от Ростелекома.

Вундеркинды онлайн

На окупаемость проект вышел в течение года. В конце 2019 года Алексей купил вторую франшизу. Новый кружок успел набрать учеников и начать занятия, однако карантин внес свои коррективы.

На фоне того, как закрывались кружки (и многие из них больше не откроются), "РОББО Клубы" по всей стране переходили в онлайн. Это спасло бизнес от закрытия. Занятия обоих клубов быстро перевели в онлайн-формат, благодаря этому половина учеников продолжила заниматься. Остальные уехали к бабушкам в деревни без Интернета или погрязли в школьных уроках.

«Основную проблему нам создает школьное онлайн-образование. Оно плохо работает: и технически, и организационно. На наши онлайн занятия у детей уже не хватает времени и сил», — сокрушается Алексей.

До карантина оборот обоих клубов составлял 300 тыс. рублей в месяц, пандемия заставила поставить на паузу второй кружок - до того момента, когда дети смогут вернуться к обучению и ситуация нормализуется. «Мы обкатали формат онлайн-занятий и готовы в нем работать. Дети, которые перешли из оффлайн в онлайн, занимались из дома с удовольствием. Но всё-таки ребята говорят, что живое общение в наших классах лучше», — подчеркивает Алексей.

Несмотря на неприятности из-за коронавируса, бизнесмен настроен позитивно и собирается развивать в Пскове сеть робототехнических кружков «РОББО Клуб»: «Дело это хорошее и интересное, спрос есть. За три года работы у нас много победителей и призеров состязаний различного уровня среди учеников: некоторые из них еще читать не умеют, а уже программируют». Например, в 2019 году пятилетний ученик занял первое место на международном фестивале робототехники «РОББО» в Петербурге. Он написал на языке программирования Scratch собственный мультик. Год спустя, на онлайн-фестивале РОББО, юный программист снова занял призовое место – на этот раз второе, при том, что количество участников возросло многократно.

Планы на будущее

Осенью этого года Алексей собирается запустить пилотный проект — робототехнический кружок на территории детского сада. «Это эксперимент, — объясняет он. — Плюс кружка в детском саду в том, что дети начинают получать инженерное образование с 5 лет. В этом возрасте у них уже просыпается интерес к получению полезных знаний, а голова еще не перегружена. И получать они будут эти знания в комфортное для восприятия время. Сейчас же получается, что родители вынуждены после работы забирать детей из садика и везти на занятия к нам. Это тяжело и для детей, и для родителей».

В таком инновационном садике ребенок сможет усвоить в игровой форме довольно серьезные вещи: узнает, что такое градус, вектор, прямая, координатная сетка еще до того, как научится хорошо читать. «Я вижу на примере учеников-дошкольников, что дети спокойно оперируют этими понятиями для того, чтобы поиграть. И они не вызывают трудностей, — говорит Алексей. — Навыки, которые мы вырабатываем, например, алгоритмическое и критическое мышление, командная работа, привычки логически рассуждать, сильно пригодятся им в дальнейшей учебе и жизни".

Чем раньше ребенок попадет в мир робототехники, тем легче ему будет даваться точные науки - физика, химия, геометрия и математика, тем больше знаний он получит на выходе, уверен псковский франчайзи "РОББО Клуба".

Если вы хотите узнать больше про то, как стать партнером РОББО и открыть свой собственный РОББО Клуб - переходите по ссылке.