Найти тему
Владосовы Мнения

Как я «Dungeons & Dragons» первый раз водил. Советы новичкам. [Мнение]

Оглавление

Закралась мне в один злополучный день в голову мысль "А не попробовать ли поиграть в настольные ролевые игры?". Идея долго томилась в голове, пока у меня с друзьями не выдался шанс собраться вместе. Идея была высказана, никто против не был, но никто до этого никогда не играл самостоятельно. По итогу, я на 2 недели плотно углубился в изучение вопроса и готов предоставить всем страждущим краткие выдержки о том, как стать игровым мастером 1-го уровня.

"Книга игрока" D&D – русское издание
"Книга игрока" D&D – русское издание

Начальные требования

Во-первых, если вы хотите познакомится с настольными ролевыми играм в целом, то большинство советуют начать именно с «Dungeons & Dragons» (дальше по тексту DnD). Причина проста: самая популярная настолка с самой большой фанбазой и, как следствие, с большим набором материалов на самую разную тематику. Поняв принцип работы DnD, ориентироваться в остальных ролевых системах будет значительно проще, будь это Pathfinder, Shadowrun или World of Darkness. Никто вам не запрещает начать сразу с них, это просто рекомендация бывалых мастеров.

Во-вторых, важно желание играющих. У всех игроков должно быть желание играть, иначе ничего не получиться вовсе. В частности, у всех должно быть желание отыгрывать своего персонажа, т.е. сознательно играть за столом свою роль, иначе магии погружения не произойдёт. Важно объяснить это игрокам, прежде чем начинать объяснять правила.

В-третьих, необходимо сразу определиться с мастером. Мастер подземелий (aka Dungeon Master, гейм-мастер, ГМ, ДМ, ведущий и т.д.) рассказывает игрокам историю, в которой они принимают непосредственное участие. Соответственно, мастер должен знать не только эту самую историю, но и правила, по которым она развивается, т.е. правила игры. Если Вы в вашей компании единственный заинтересованный в этой теме, то с вероятностью в 99% процентов Вы и будете мастером. Заранее предупреждаю, что даже для начальной подготовки понадобиться довольно много времени. Как я уже писал, в моём случае это 2 недели.

В-четвёртых, необходимо время и место для сбора на игру. Да, можно собраться онлайн, через Discord, Skype или ещё чего, и использовать разнообразные виртуальные столы, такие как Tabletop Simulator (настольное решение) или Roll20 (браузерное решение). Но для первого раза лично рекомендую собраться за одним физическим столом, чтобы никто вам не мешал. Время также особенно важно, поскольку партия, рассчитанная мной на 4-5 часов в итоге затянулась на 7-8. И это без учёта создания персонажей и объяснения базовых правил. Никто из игроков не должен никуда спешить.

В-пятых, реквизит. Теоретически, чтобы играть в DnD игрокам ничего не нужно. Достаточно телефона с необходимым материалами. Однако, для первого раза, а именно для наглядности происходящего, стоит подготовиться. Хотя бы карты нарисовать или найти готовые в интернете.

Обложка приключения "Затерянные рудники Фанделвера"
Обложка приключения "Затерянные рудники Фанделвера"

Базовые правила

Основные правила системы DnD 5 редакции (самой востребованной на данный момент) описаны в 3 книгах по 300+ страниц: книге игрока, книге мастера и бестиарии. Читать всё необязательно, чтобы понять принцип.

Книга игрока состоит из 3 частей: создание персонажа, правила игры и магия.

1) 170 страниц первой части посвящены созданию персонажа игрока. Здесь подробно описаны все расы, классы и предыстории, которые игрок может выбрать, создавая своего персонажа. Пусть игроки ознакомятся хотя бы со списком выбора, а уж подробнее читают сами, если что-то заинтересовало. Мастеру же, вместе с игроком, нужно будет создать персонажа, опираясь на текст этой части. Если конкретнее, то необходимо выписать все характеристики, способности и снаряжение персонажа игрока, согласно тому, что написано в его расе, классе и предыстории. Заполняются эти характеристики в "Лист персонажа". Такой должен быть у каждого игрока. Для ускорения и упрощения процесса, рекомендую воспользоваться этой памяткой, авторства Сергея Тен. Для ещё большего ускорения процесса можно найти готовых персонажей в интернете и отдать игрокам, но не каждый захочет так играть.

Лист персонажа. Страница 1.
Лист персонажа. Страница 1.

2) 30 страниц второй части посвящены взаимодействию игроков с миром и битвам. Их необходимо прочитать каждому игроку. В идеале, ещё можно закрепить прочитанное наглядным примером, в виде видео или стрима партии в DnD знающими игроками. В особенности это касается мастера.

3) Оставшаяся книга, не считая приложений, посвящена магии разных классов в DnD. Ознакомится с этой частью стоит игрокам, чьи персонажи могут применять магию. Можно не вникать, это скорее справочник по всем заклинаниям, так что ищите то, что необходимо конкретно вам. Тоже самое касается и приложений.

Книга мастера полностью посвящена созданию собственных приключений. Рекомендуется к ознакомлению мастерам, которые уверены в своих силах. Для начинающих же, рекомендуется взять книгу с готовым приключением, пример которой описан ниже.

Бестиарий, по сути своей, огромный справочник с информацией о монстрах, населяющих мир DnD. Используется для просмотра характеристик тех или иных монстров для игры. Игрокам необязательно знать о его существовании.

Короче говоря, чтобы начать играть, игрокам достаточно прочитать вторую часть книги игрока. Для мастера же, это куда больший объём работы. Ознакомившись частично с книгой, я пошёл смотреть видео о том, как правильно вести игру. Найти их не сложно, на YouTube есть множество на любой вкус. Проблема только во времени, потому что на разбор только основных механик может уйти не час и не два. А на изучение различных нюансов и альтернативных правил и то уйдёт несколько недель и месяцев. Морально готовьтесь наизусть запоминать отдельные главы из книги игрока. Помимо этого, если соберётесь взять готовое приключение, необходимо будет прочитать и изучить его вдоль и поперёк. В качестве стартового приключения, можно приобрести "Затерянные рудники Фанделвера", либо найти её в pdf, что не есть хорошо. Так я и сделал.

Карта из "Затерянных рудников"
Карта из "Затерянных рудников"

Подготовка

Итак, что в итоге понадобится для игры, если уж вы решили, как и я, взять приключение "Затерянные рудники Фанделвера":

  • Мастер (скорее всего Вы);
  • Игроки, в количестве 3-5 человек;
  • Листы персонажей каждого игрока (для начала хватит и одной страницы);
  • Книга с описанием кампании и её прочтение мастером;
  • Наборы костей (дайсов) номиналом 4, 6, 8, 10 и 20 граней. Если совсем уж не вариант (как в моём случае, поскольку найти кости в небольшом городе практически невозможно), то можно использовать генераторы случайных чисел в виде приложений на телефоны. Однако, реальные дайсы всё же удобнее и нагляднее;
  • Пишущие принадлежности. Хотя бы 1 карандаш и ластик на стол;
  • Карты приключения. В стартовом наборе, если не ошибаюсь, они есть. Я нашёл отдельно и распечатал на обычном принтере (источник). Если не вариант, можно нарисовать вручную. Опционально;
  • Миниатюры. Любой опознавательный материал, который поможет игрокам ориентироваться на карте. Фигурки, игрушечные солдатики, фишки из настольных игр. Можно заморочиться, найти развёртки фигурок персонажей и врагов в pdf, распечатать и склеить. Совсем уж бюджетный вариант – салфетки с подписями. Опционально;
  • Атмосферная музыка. Например, на YouTube множество плейлистов специально подобранной фэнтезийной музыки для DnD. Опционально;
  • Знание мастером общих правил и хорошее настроение от игроков. Опционально.

Имея это всё под рукой, можно смело приступать к игре.

Вот такие игрушечные парни были приобретены набором за 150 рублей.
Вот такие игрушечные парни были приобретены набором за 150 рублей.

Процесс игры

Тут я мало что могу рассказать. Самое сложное здесь – начать. Дальше пойдёт всё своим чередом. По хорошему, мастер не должен подглядывать в книгу правил или заставлять игроков ждать, но как первый опыт, пойдёт. Несмотря на то, что игрок волен делать всё что ему хочется, стоит всё таки провести определённые границы заранее, чтобы история не ушла не туда. Также, желательно подготовиться к непредвиденным обстоятельствам. Да, всего не предусмотреть, но стоит хотя бы попытаться.

Если вы взяли за первое приключение стартовую кампанию про "рудники", то в книге кампании специально оставлены примеры и пометки того, что говорить, как вести историю, какие альтернативные решения конфликта возможны и что должны делать игроки в определённых ситуациях. Там же есть характеристики всех встречающихся в пути монстров и краткое описание каждого встреченного героями NPC, а также советы по его отыгрышу. В общем, книга старается охватывать всё максимально комфортно для новичков, чтобы те поняли принцип, по которому работают сценарии и приключения в мире DnD.

Отдельно выделю отыгрыш мастером врагов. Помните, что мастер есть рассказчик, мирные жители, природа, погодные явления, монстры и Б-г всего мира, по которому путешествуют герои ваших игроков. Соответственно, отыгрывать их роли является одной из основных трудностей мастерского дела. Это очень утомляет, поэтому важно делать перерывы с эмоциональной разгрузкой. На 7 часу нашей игры было около 3 часов утра на часах и я настолько устал что-либо вести, что закончил бой команды с гоблинами раньше задуманного, сказав что "оставшиеся гоблины трусливо сбегают". Не надо так делать, не будьте мной, будьте морально готовы к такому.

Собственно, это всё что я могу рассказать. Да, процесс изучения всего и вся далеко не самый быстрый. Мастеру придётся перелопатить прилично литературы и обучающего материала, и при этом не запутаться во всём. Но, наверное, оно того стоит. Мои игроки остались довольны партией и уже хотят продолжения, к которому я ещё не готов ни физически, ни морально. Вроде как, все более-менее счастливы. Игроки интересно провели время, а я дал волю своему творческому порыву. Даже если вам не понравится, это всё равно довольно уникальный опыт.
Спасибо за прочтение!