После падения империи Хань в 220 году конфуцианство в Китае перестало занимать лидирующие позиции.
Незыблемые ранее устои, основывавшиеся на "пяти добродетелях":
- человеколюбии,
- чувстве долга,
- благопристойности,
- разумности
- правдивости
были поколеблены кровавыми временами, когда человеческая жизнь ни во что не ставилась.
"Пять связей":
- Государя и подданого
- Родителей и детей
- Мужа и жены
- Старшего и младшего
- Друзей
также были полностью дезавуированы.
В этих условиях идеи буддизма об иллюзорности мира и необходимости стремления к индивидуальной нирване нашли понимание среди широких масс населения.
Но Китай без конфуцианства перестал бы быть единой страной. Он был идеологией аппарата государственного управления, а самое главное укоренился в сознании китайцев, которые не представляли себя вне своего социума с его структуированной иерархией.
Поэтому буддисты легко нашедшие общий язык с даосистами вступили в жесткую полемику с конфуцианцами.
Но буддисты на начальном этапе не пытались ниспровергнуть основы конфуцианства. Наоборот они приспосабливали свои положения к конфуцаинским, стараясь найти общие положения.
Но все равно противостояние становилось все жестче:
Противостояние возрастающему влиянию буддизма исходило главным образом от представителей конфуцианских бюрократических кругов. В период Восточной Цзинь, благодаря их деятельности, сложилось антибуддийское течение. Это было время, когда не были оформлены школы буддизма с их философскими доктринами, однако монастырское строительство начало процветать. У истоков антибуддийского течения стоял Цай Мо (312–384) – выходец из служивого сословия, высокопоставленный чиновник правящего дома династии Восточная Цзинь. Основными нападками Цай Мо на буддизм были обвинения его в варварском происхождении - монография О ВЗАИМООТНОШЕНИИ БУДДИЗМА С КОНФУЦИАНСТВОМ В ПЕРИОД ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ В КИТАЕ В ЭПОХИ ВЭЙ (220-265 ГГ. Н. Э. ), ДВУХ ЦЗИНЬ (265-410 ГГ. Н. Э. ), ЮЖНЫХ И СЕВЕРНЫХ ЦАРСТВ (420-589 ГГ. Н. Э. ) 15. (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЧИНЕНИЙ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ)
Также буддистская концепция о перерождении души вступила в противоречие с китайской концепции о том, что физическая жизнь человека есть высшая ценность человека и она неповторима.
Конфуцианцы писали об этом так:
Душа и тело подобны огню и хворосту. После выгорания хвороста огонь гаснет. После смерти тела душа угасает
В ответ буддисты приводили свой довод:
Огонь не гаснет после выгорания хвороста, а переходит на другую порцию хвороста, таким же образом душа не гибнет после смерти тела, а переселяется в другое тело
Также, китайские правители постханьской эпохи активно требовали со стороны буддистов поклонения своим особам. Это было неприемлемо для буддистов, которые считали каждое существо достойным почитания. А не только императора.
В последующем именно это противоречие часто являлось основой конфликтов между буддистской общиной и правителями Китая и не позволило занять ему лидирующие позиции.