Каждый человек на протяжении своей жизни постоянно задает себе вопрос о том, зачем, для каких целей и во имя чего он живет? Является ли его существование предначертанным высокой идеей свыше, либо он сам должен выбрать свое предназначение? Если человек в процессе поиска существенных оснований своей жизни терпит неудачу, то в лучшем случае он старается не думать об этих вещах. В худшем же случае он может свести счеты со своей жизнью так и не найдя в ней смысл. Вопросы о смысле жизни зачастую ставят людей в тупик, вызывают иронию, а иногда и агрессию. Но неважно какая реакция следует за таким вопросом. Потребность в осмыслении собственного существования всегда является для человека одной из острейших тем. Успешное решение задачи о смысле жизни дает человеку успешную жизнь, так как ставит цель и определяет пути ее достижения. В случае неудачи при ответе на вопрос о смысле возникает то явление, которое и является объектом исследования в данной работе. Мы говорим про экзистенциальный кризис.
Экзистенциальный кризис – это состояние тревожности, глубокого дискомфорта человека, которое возникает когда ставится вопрос о смысле существования. Экзистенциально-кризисные явления получили наибольшее распространение в тех культурах, где базовые потребности уже удовлетворены. Фактически при исследовании феномена экзистенциального кризиса мы говорим о смысле существования человека или о смысле жизни.
Междисциплинарная точка зрения в отношении экзистенциального кризиса, которая включает психологические, социологические, культурологические и философские воззрения, указывает, что именно экзистенциальные проблемы являются основополагающими проблемами человека и общества. Именно эти проблемы сопровождают жизнь человека, начиная с периода подросткового возраста, и до конца жизненного пути. Первоначальную формулировку экзистенциальные проблемы получили в философии, а затем разрабатывались в русле ряда направлений психологии. К философским истокам данной проблематики относятся прежде всего работы С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гуссерля и многих других зарубежных и отечественных мыслителей. Так, К. Ясперс, рассматривая понятие экзистенции как необъективируемого бытия, подчеркивал уникальность каждой личности. Согласно его представлениям, когда достигается осмысление собственной уникальности существования, в этот момент раскрывается некая «тайна» человека, и человек становится свободным. В этот момент он способен возвыситься над собой, постигнуть свою трансценденцию, которая делает осмысленным человеческое существование [13]. При этом смысл существования человека предполагает не только познание своей уникальности, но и возможность транслирования ее в процессах коммуникации. М. Хайдеггером анализировалась возможность неподлинного, неличного бытия, влекущего за собой падение, брошенность, двусмысленность и любопытство.
Отсутствие уединенности, независимости от публичности, от власти людей приводит к болезненному состоянию. Поэтому целью развития человека является не успешный общественный человек, а уникальная личность. Уникальность создается в особых пограничных ситуациях: человек получает выход к бытию, вставая лицом к лицу со смертью, либо борясь с серьезной болезнью. М. Хайдеггер называет эти проблемы «способностью быть самим собой» [11, с. 267].
Как уже было сказано, экзистенциальные проблемы формулировались в русской философии периода ХIХ – начала ХХ века. О смысле жизни и его утрате, путях самореализации, духовности и любви, нравственном начале человеческого существования в свое время писали Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, С.Л. Франк, Л.Н. Шестов. Результаты теоретического анализа позволили остановится на некоторых определениях смысла жизни и связанного с ним экзистенциального кризиса
Целенаправленное изучение экзистенциальных проблем в психологии было начато в рамках экзистенциального и гуманистического подходов Р. Лэнгом, А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпортом, К. Роджерсом, В.Франклом. Не вдаваясь в подробности специфики каждого направления более подробно, укажем здесь основные положения, которые проливают свет на объект данного исследования. Разумеется, в первую очередь необходимо обратить внимание на работы Виктора Франкла.
В. Франкл считал, что понятие смысла жизни тесно связано с самотрансценденцией существования: «Сущность человеческого существования заключена в его самотрансценденции. Быть человеком значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваясь делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит, или Богу, которому он служит… В служении делу или любви… человек осуществляет сам себя… становится самим собой» [9, с. 29].
Поэтому самореализация человека возможна только при его обращенности к миру, а не концентрации на собственных интересах и потребностях. Введенное В. Франклом понятие экзистенциального вакуума фактически выступало как синоним отсутствию смыслов жизни и означало состояние внутренней пустоты, ощущение бессмысленности, отсутствие содержания и цели в жизни. В период наступления экзистенциального вакуума, как утверждает В. Франкл, способами решения данной проблемы могут выступать разнообразные материальные удовольствия, такие как алкоголь, наркотики, секс, вождение машины с высокой скоростью, а также власть, в том числе деньги. Из-за переживания экзистенциального вакуума возможны суицидальные позывы. «Но экзистенциальный вакуум не является неврозом, и во время депрессивных фаз, всплесков ипохондрии на психосоматической почве, о смысле жизни обычно не думают. Экзистенциальный вакуум может стать причиной особого, ноогенного невроза, который вызван духовной проблемой, моральным или этическим кон- фликтом» [8, с. 291].
Представления В. Франкла об экзистенциальном вакууме очень похожи на представления А. Маслоу о метапатологии, таком состоянии, когда происходит неприятие метамотивации или высших ценностей, порождающей черты экзистенциального невроза, ощущение бессмысленности своей жизни [6, с. 314]. Депривация высших ценностей наблюдается при удовлетворенности базовых потребностей. К высшим ценностям, по А. Маслоу, относятся такие ценности, как осмысленность, правда, красота, справедливость, уникальность, совершенство. Их непринятие человеком приводит к разнообразным метапатологиям – отчужденности, утрате вкуса к жизни, скуке и тоске, бессмысленности, неспособности радоваться, утрате значимости жизни или отказу от жизни, к апатии, утрате свободы воли, страданию, цинизму, бесцельной деструктивности. Кстати, одну из указанных метапатологий – отчуждение – подробно описал Э. Фромм. Он считал отчуждение болезнью личности, характерной для современного человека. При отчуждении окружающий мир становится чужим, человек начинает зависеть от создаваемых им самим идолов (политические лидеры, общественное мнение, идеология в СМИ) [10].
На сегодняшний день, в экзистенциальной психологии определены характерные особенности психологически здоровой, развивающейся личности: способность к трансценденции (слияния сознательного и бессознательного), самодетерминация, свобода и творчество, открытость миру, погруженность в поток жизни, полнота и яркость эмоциональных переживаний, осознание своей целостности и способность достойно встречать жизненные трудности. В гуманистической психологии описаны черты самоактуализированной личности: адекватное восприятие окружающего мира и интерес к неизвестному; принятие себя и окружающего мира; естественность; наличие призвания, жизненной миссии; автономность, склонность к уединению; умение радоваться жизни и ценить прекрасное; чувство идентификации; способность к любви как высшему одухотворенному переживанию; избирательность в межличностных отношениях и способность к глубоким отношениям с немногими друзьями; демократичность и готовность к обучению; четкое следование нравственным принципам в поведении; креативность; чувство юмора; отстраненность от господствующей культуры и спокойное следование тому, что не противоречит собственным моральным нормам [6].
Проблема смысла жизни рассматривалась также и в русле позитивной психологии М. Селигманом, Р. Баумайстером, Э. Клингером. Считается, что смысл жизни имеет познавательную функцию и функцию самоконтроля, благодаря которым человек осмысливает происходящие и прогнозирует будущие события, принимает решения, регулирует свое эмоциональное состояние и поведение. Присутствие смысла в жизни человека позволяет реализовать имеющийся у него потенциал и может избавить человека от страданий. Наличие смысла способствует также необходимой человеку стабилизации его жизни. Осмысленность жизни зависит от мотивов и целей, причем адекватные, достижимые цели связаны с психологическим благополучием, а при отсутствии достижимых целей смысл жизни утрачивается. Р. Баумайстер и Э. Клингер отмечают, что наличие смысла жизни является необходимым, но недостаточным условием достижения счастья, поэтому осмысленная жизнь может быть также несчастливой. Однако страдание, переживаемое человеком, усиливает его потребность в поиске смысла. Благодаря процессу смыслообразования человек не только понимает значение события, в том числе тяжелого для него, но и находит в негативном событии положительные моменты [5].
В отечественной психологии проблема смысла жизни ставится, как правило, исходя из традиций двух направлений, связанных с именами С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. С.Л. Рубинштейном вопрос о смысле жизни рассматривается в контексте общей системы отношений «человек-мир», где ключевыми выступают отношения человек – человек. «Смысл жизни каждого человека определяется только в соотношении содержания всей его жизни с другими людьми. Сама по себе жизнь вообще такого смысла не имеет» [7, с. 363].
Линия изучения смысла жизни, намеченная С.Л. Рубинштейном, продолжается в работах Л.И. Анцыферовой, К.А. Абульхановой-Славской, В.Э. Чудновского. Исходя из принципа детерминизма, Л.И. Анцыферова указывала, что «человек постоянно создает нечто в мире и в результате своего единства с миром одновременно преобразует нечто и в себе» [2, с. 9]. Трудные условия жизни, травмирующие ситуации могут не только оказывать разрушающее воздействие на человека, но и способствовать положительным личностным преобразованиям, проявлению ответственности и жизнестойкости. Л.И. Анцыферова считала, что изучать необходимо «человека страдающего», нацеленного на переосмысление жизненных трудностей и способного противостоять им. Для К.А. Абульхановой-Славской, смысл жизни – это переживание личностью своей включенности в жизненные структуры, причастности к общественным процессам, полноты своего самовыражения, интенсивности взаимодействия с жизнью [1]. Важно отметить, что в понятии «смысл жизни» находят отражение мировоззренческие установки. При функциональности действий человека, лишении их ценности наблюдается отчуждение, то есть явление, которое противостоит смыслу.
Если проблема смысла жизни и его утраты у Л.И. Анцыферовой была намечена, у К.А. Абульхановой-Славской предстала как один из аспектов изучения жизненного пути, то у В.Э. Чудновского эта проблема выступила основным предметом исследования. В его работах смысл жизни предстает как идея и «главная цель, сверхзадача, основная жизненная ценность, позволяющая человеку определить основную линию жизни» [12, с. 101]. Смысл жизни связан с самотрансценденцией и имеет разные «масштабы» в зависимости от содержательной наполненности. Наличие смысла жизни приводит к относительной эмансипации как от «внешнего» (условий жизни), так и от «внутреннего» (влечений, сиюминутных интересов), препятствуя превращению человека как в конформиста, так и в раба своих потребностей.
Другое, близкое направление в изучении смысла жизни и экзистенциальных проблем, берет начало в разработке понятия «смысл» А.Н. Леонтьевым. У него дифференцируются значение и смысл, мотив и смысл, главный мотив и жизненная цель, вводится понятие смыслообразующего мотива. Совокупность деятельностей показывает отношение человека к миру. Анализируя возможности развития личности, А.Н. Леонтьев останавливается на богатстве ее связей с миром, иерархии деятельностей и их мотивов [5, с. 167].
Среди современных психологических определений смысла жизни можно выделить трактовку А.Г. Асмолова – динамическая смысловая установка, и Б.С. Братуся – смысловая сфера личности. Рассмотрим позицию Б.С. Братуся более подробно. В его подходе постановка вопроса о смысле жизни связана с осознанием конечности бытия, поиски смысла жизни – с попытками найти то, что не ограничено индивидуальной жизнью, не уничтожается в результате смерти. Эти поиски оказываются необходимыми для творческой наполненности жизни, приобщения человека к родовой сущности. Истинный смысл жизни находят те, кто выходит за границы собственного эгоизма, посвящая себя служению людям, обществу. Осознанные и принятые универсальные смыслы жизни предстают как личностные ценности: ответственность перед людьми, миром, своей жизнью – как совесть [3].
Из вышесказанного можно увидеть, что теоретическое осмысление феномена экзистенциального кризиса в современной науке достаточно обширное. Приведенные философские и психологические позиции позволяют увидеть, что представляет собой практическое воплощение экзистенциального кризиса, его причины, особенности протекания и способы преодоления. Когда человек сталкивается с тем фактом, что он не может определить для себя смысл жизни, он начинает испытывать кризис своего существования, то есть экзистенциальный кризис. Это состояние может быть охарактеризовано как исчезновение твердой основы для дальнейшей жизни, и здесь, может наступить отчаяние. Все зависит от того, каким именно образом человек начинает справляться со своим отчаянием. Здесь существует два варианта развития событий – позитивный, предполагающий поиск новых смыслов, и деструктивный, предполагающий бегство от себя. В период протекания кризиса, человек, адекватно оценивающий ситуацию и ориентированный на будущее, может приходить к пониманию перспектив своего свободного выбора. Наступающая депрессия в период фрустрации может стать стимулом по преодолению отчаяния. Именно на негативном эмоциональном фоне обнаруживаются новые онтологические возможности, приводящие к выстраиванию обновленной системы «человек-мир», нахождению нового места в мире, обретению нового смысла и выходу из кризиса.
Необходимо выделить, что при описании состояний и особенностей личности человека, переживающего экзистенциальный кризис, и при поиске ответов на вопросы, связанные со смыслом жизни, обычно используют такие понятия как, «отчаяние», «горе», «депрессия», «чувство одиночества», «трагизм», «заброшенность», «тоска», тем самым подчеркиваются нарушения эмоциональной сферы.
Помимо этого, наблюдаются серьезные изменения во внутреннем пространстве личности:
а) в самооценке – повышение критичности по отношению к себе на фоне излишней рефлексии, акцентирование собственных недостатков, склонность к самообвинению; изменения в ценностно-смысловой сфере – повышение значимости экзистенциальных и когнитивных ценностей, ценностей самоактуализации;
б) в ощущении временной перспективы – неудовлетворенность прошлым, снижение интереса к настоящему, трансформация психологического будущего;
в) в представлениях о личной свободе и ответственности – фатализм, внешний локус контроля, трудности осознания спектра возможностей самостоятельного жизненного выбора, утрата доверия к «потоку жизни»).
Следует также подчеркнуть, что экзистенциальный кризис – это одно из конструктивных переживаний человека, поскольку в этом состоянии человек способен утвердиться в уже существующем смысле жизни, либо обрести новый благодаря своеобразной психической «перезагрузке». Наступление экзистенциального кризиса – это неотъемлемый жизненный период развития и формирования зрелой личности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
- Анцыферова Л.И. Психология повседневности. Жизненный мир личности и "техники" ее бытия / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1993. - Т.14. - №2. - С. 3-16.
- Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Cмысл, 2004. - 352 с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1997. - 430 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
- Франкл В. Воля к смыслу / В.Франкл. - М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 368 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла / В.Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
- Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. - М.: Республика, 1992. - 430 с.
- Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - М.: Академический проект, 2011. – 460 с.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба / В.Э. Чудновский. - М.: Ось-89, 1997. – 208 с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М.: Республика, 1994. – 528 с.