Не за горами уже и новый учебный год. Наконец-то детвора наша пойдёт в школу, чтобы получить "море" знаний. Что поделаешь, таким уж слабеньким оказался предыдущий учебный год из-за карантинных мер.
А мои ученики уже начали помаленьку заниматься и либо вспоминать то, что подзабыли, либо знакомиться с тем, чего недополучили в школе.
Нынешние третьеклассники ( ну, те, кто уже " одной ногой в третьем классе" ) вроде бы, народ и грамотный, но русский язык на столько хитрый, что я опять заманила их в "ловушку".
А разбирали мы сегодня виды предложений, что они бывают распространённые и нераспространенные.
Ну, судя по глазкам моего подопечного, я поняла, что ни слово "распространённые", ни иное слово - "нераспространённые" ему ровным счётом ни о чём не говорило, хотя он мальчишка и умненький. И уж если что-то точно знает, то и в мне в этом деле "фору даст". Как говорится, и меня "уболтает".
Однако, в этот раз "убалтывать" его пришлось мне.
И пришлось пойти на самые доступные и понятные ходы объяснений.
1) Предложение- это несколько слов, связанных вместе одной мыслью. То есть- это очень, очень маленькое сообщение о чём-то.
2) Если это что-то очень-очень маленькое и состоит лишь из двух слов, то это и будет нераспространённое предложение.
Только эти два слова должны "подружиться" так, чтобы между ними была какая-то мысль, какое-то сообщение. Ну, значит что оба эти слова дружат.
Если они "не подружились", то между ними и связи нету, и предложения тоже.
3) Например: два слова - ягода машина
Они совсем не "подружились" и из них не получилось предложение
4) А вот два слова : наступила осень
Эти два слова уже очень очень "хотят подружиться" вместе, потому что вместе они сообщают о том, что наступила осень.
И тогда мы и можем их записать вместе, составив предложение-
Наступила осень.
4) Только это предложение очень маленькое и состоит лишь из двух слов. Одно из них - осень. Это подлежащее, выраженное именем существительным. А другое слово- наступила. Это сказуемое, выраженное глаголом, который говорит о действии предмета ( осени). Вот такое предложение будет НЕраспространённым!
5) Если же мы захотим всем побольше рассказать и об осени, и о том, где она наступила, да ещё и какая она, то это станет такое большое предложение , что мы его уже станет считать распространённым.
6) А теперь составляем:
В нашем городе наступила золотая осень.
Видите, как мы "расширили" предыдущее предложение? Мы сразу в нём сумели рассказать и где наступила осень, и какая она.
7) и наконец, делаем вывод со своими подопечными, что нераспространённое предложение- это совсем маленькая "семья". А распространённое предложение- это большая и дружная семья слов!
Вы тоже можете со своими детьми таким образом "поиграть" с наборами слов, превращая их из нераспространённых предложений в распространённые.
Кстати, этому можно обучать уже и в первом классе. Жаль, конечно же, что этому в прошлом учебном году не научили во втором.
Всего вам доброго!
Дружите со словами и предложениями !
С вами была ваша педагог-психолог Ольга П.