Найти в Дзене

Жора Крыжовников – как бороться со штампами в сценарии

«Самоучитель сценариста» – подпишитесь на авторский канал о драматургии, режиссуре и внутреннем гике (также в телеграм).

Фото: Фонд Кино
Фото: Фонд Кино

Неделю назад в Фонде Кино прошла очная защита проектов компаний-лидеров. Важнейшее отраслевое мероприятие, которое студентам киношкол необходимо изучать и разбирать на кейсы. Запись выложена на канале Фонда, но для экономии времени можно ограничиться двумя питчами: «Декабрь» Клима Шипенко (образец того, как надо защищать проект с авторским видением) и «Нейтральная полоса» Кирилла Плетнева (образец того, как не надо).

Обсуждение «Нейтральной полосы», это не только квинтэссенция того, как и чему учат в Школе кино «Индустрия» (в личке постоянно просят рассказать об учебном процессе), но и фарватер размышлений, в который стоит заходить автору во время разработки и написания своей истории.

Синопсис: «После страшной битвы на нейтральной полосе выжило двое: два врача – советский и немецкий. Они нашли третьего выжившего, умирающего и без сознания. Двух военных врачей с умирающим ждет долгий путь через ужасы войны, в конце которого их ждет ответ на вопрос – кто они: друзья, враги или просто люди?»

ЖК – Жора Крыжовников

КП – Кирилл Плетнев

Фото: Фонд Кино
Фото: Фонд Кино

ЖК: «Я не знаю – может, это байка – но говорят, что на Каннский кинофестиваль в программу короткого метра не принимают фильмы про двух солдат из разных армий. Прежде всего потому, что это избитый ход... я только на «Кинотавре» видел два короткометражных фильма. И неслучайно они короткометражные. Потому что посыл, что два человека могут договориться, его можно рассказать минут за пятнадцать. Дальше должен быть какой-то фантастический аттракцион, чтобы держать внимание. Потому что этот [Каннский] запрет, о чем говорит – слишком, на мой взгляд, легко тут продвигать гуманизм. Он настолько очевиден! Они у вас еще и врачи, то есть, они должны помогать. Вы не растаскиваете их по разные стороны, а помогаете им сойтись. У них есть повод для этого. Прошу прощения, но у меня ощущение, что это манипуляция и спекуляция на том, что мы уже многократно видели».

КП: «На самом деле, мы не говорим, что в фильме не будет серьезных батальных сцен и экшна. Мы не просто так взяли как референсы «1917» (который, кстати, заработал прилично денег) и «Дюнкерк». Не знаю, мне кажется, здесь есть, конечно, определенный риск – я понимаю, о чем вы говорите, но... не знаю, я почему-то верю в эту историю».

Фото: Фонд Кино
Фото: Фонд Кино

Примиряющая реплика продюсера, затем снова КП: «На самом деле, понятно, что все это видели. И я тоже видел. Вопрос в том, как это сделать. В сценарии будет огромное количество препятствий для того, чтобы у них произошла дружба. Они не настроены сразу друг на друга, они идеологически подкованы совершенно по-разному, они ненавидят друг друга».

ЖК: «Я прошу прощения, только это все очень предсказуемо. Я видел короткий метр: два солдата оказываются в цирке случайно, немецкий и наш. И один оказывается клоуном, другой еще кем-то, и вот они помирились. Я и говорю – это настолько натоптанная дорожка, меня удивляет, что вы этого не знаете! Это штамп из штампов: два врага оказались вместе и вынуждены что-то делать. Для того, чтобы эту историю рассказать интересно, нужно найти этот поворот, и растащить их не только формой, а как-то еще иначе. Может быть, вы не рассказали чего-то, но пока я вижу очень-очень предсказуемую историю, в которой мы с самого начала понимаем, что люди то-се, а вот война, и так далее, и так далее. Здесь какого-то ключа на мой вкус не найдено».

Фото: Фонд Кино
Фото: Фонд Кино

Другие эксперты уводят дискуссию в плоскость экономики проекта, но микрофон снова берет КП: «Андрей, дело в том, что мы вообще все видели. Мы и “Самый лучший день” видели, и остальные произведения ваши – мы их тоже видели. У разных стран, с разным уклоном. В данной ситуации мне кажется, здесь не важно что, а важно как. Вот это как мы, собственно, и ищем».

Д А Л Ь Ш Е:

Учебник Дэвида Мэмета «Режиссура кино»

Сценарист «Чернобыля» Крэйг Мэйзин – Как писать кино

Киноязык Николаса Виндинга Рефна

.

«Самоучитель сценариста» – подпишитесь на авторский канал о драматургии, режиссуре и внутреннем гике (также в телеграм).