Найти тему
Белая Орхидея

Под куполом мифов и тайн

Оглавление

ГМЗ "Петергоф", Санкт-Петербург, 2020

Как часто люди, заходя в вольеры - "птичьи забавы" Петра I - не обращают внимания на сохранившуюся роспись XVIII века, которой ещё при жизни императора были украшены обе беседки. Птицы привлекают большее внимание, нежели рисунки в стиле просветительского барокко.

Во времена Петра I, кроме религиозных книг, люди хорошо разбирались
в мифологии Древней Греции и Древнего Рима,
не путая Нептуна и Посейдона - оба имеют титул "Владыка морей и океанов", но только первый носил древнегреческое имя, а второй звался на латыни.

Сегодня мы внимательно рассмотрим росписи Западного вольера,
где на небольшом потолке перемешались герои двух древних миров - Греции и Рима.

В центре плафона - световой фонарик, куда попадают солнечные лучи.
В центре плафона - световой фонарик, куда попадают солнечные лучи.

Первоначальным росписям вольеров повезло. Для чего в XIX веке потолок и стены закрыли кусками фанеры и расписали цветочными узорами, остаётся загадкой по сей день. Зато во время реставрации вольеров после Великой Отечественной войны петровские росписи были обнаружены под слоями фанеры, которую осторожно сняли и увезли в хранилище - теперь это тоже историческое достояние.

Плафон (французское название потолка) и стены расчистили и закрепили красочный стой. Изучили. Оказалось, что росписями вольеров занимался француз Луи Каравак со своими русскими учениками. Пётр I выписал из Европы множество талантливых мастеров и дал им приличное жалование, но с одним условием - в подмастерья брать исключительно местных.
За невыполнение императорского указа иноземным мастерам грозила высылка обратно в Европу без содержания.

Поэтому мы можем увидеть неуверенные мазки начинающих
русских живописцев - пока ещё примитивных, где-то смешливых
или непропорциональных. Но это были первые, робкие шаги
светской живописи в России.

Начнём мы нашу экскурсию с изображением богов и богинь.
Все фотографии, представленные в данной статье, сделаны мной.

Аполлон - древнегреческий и древнеримский бог, покровитель искусств, предводитель Муз, предсказатель будущего, врачеватель и олицетворение мужской красоты.
Аполлон - древнегреческий и древнеримский бог, покровитель искусств, предводитель Муз, предсказатель будущего, врачеватель и олицетворение мужской красоты.

Диана - древнеримская богиня охоты, олицетворение Луны, покровительница плодородия, а также Флоры и Фауны, родовспомогательница и эталон женской красоты. У её ног стоит собака, в руке Диана держит стрелу, а в волосах виден нарождающийся молодой месяц. Соответствует древнегреческой богине Артемиде.
Диана - древнеримская богиня охоты, олицетворение Луны, покровительница плодородия, а также Флоры и Фауны, родовспомогательница и эталон женской красоты. У её ног стоит собака, в руке Диана держит стрелу, а в волосах виден нарождающийся молодой месяц. Соответствует древнегреческой богине Артемиде.

Аврора - древнеримская богиня утренней зари, приносящая солнечный свет богам и людям. На росписи Аврора разбрасывает утреннюю росу. Соответствует древнегреческой богине Эос.
Аврора - древнеримская богиня утренней зари, приносящая солнечный свет богам и людям. На росписи Аврора разбрасывает утреннюю росу. Соответствует древнегреческой богине Эос.

Актеон - персонаж древнегреческой мифологии, юный принц, внук Аполлона и воспитанник кентавра Хирона. Был превращён богиней Дианой (Артемидой) в оленя за то, что увидел её наготу во время купания. На руке Актеона - сокол, около его ног - охотничья собака.
Актеон - персонаж древнегреческой мифологии, юный принц, внук Аполлона и воспитанник кентавра Хирона. Был превращён богиней Дианой (Артемидой) в оленя за то, что увидел её наготу во время купания. На руке Актеона - сокол, около его ног - охотничья собака.

Между богами и богинями младенцы путти - ангелочки без крылышек - ловят птиц и сажают их в клетку.

Всё пространство в Западном вольере расписано полихромными темперно-масляными красками по дереву. Темпера петровского
времени замешивалась на яичном желтке.

-7

Рисунок на стыке стен.

-8

Изображение стола внизу, над полом вольера.

-9

Статьи о вольерах Петергофа:
Пётр I и его "птичьи забавы"
Беседка с непростой судьбой

Если вам понравилась моя статья, ставьте
лайки, комментируйте, задавайте вопросы
и
подписывайтесь на мой канал.

До новых встреч!

Ваша Белая Орхидея