ГМЗ "Петергоф", Санкт-Петербург, 2020
Как часто люди, заходя в вольеры - "птичьи забавы" Петра I - не обращают внимания на сохранившуюся роспись XVIII века, которой ещё при жизни императора были украшены обе беседки. Птицы привлекают большее внимание, нежели рисунки в стиле просветительского барокко.
Во времена Петра I, кроме религиозных книг, люди хорошо разбирались
в мифологии Древней Греции и Древнего Рима, не путая Нептуна и Посейдона - оба имеют титул "Владыка морей и океанов", но только первый носил древнегреческое имя, а второй звался на латыни.
Сегодня мы внимательно рассмотрим росписи Западного вольера,
где на небольшом потолке перемешались герои двух древних миров - Греции и Рима.
Первоначальным росписям вольеров повезло. Для чего в XIX веке потолок и стены закрыли кусками фанеры и расписали цветочными узорами, остаётся загадкой по сей день. Зато во время реставрации вольеров после Великой Отечественной войны петровские росписи были обнаружены под слоями фанеры, которую осторожно сняли и увезли в хранилище - теперь это тоже историческое достояние.
Плафон (французское название потолка) и стены расчистили и закрепили красочный стой. Изучили. Оказалось, что росписями вольеров занимался француз Луи Каравак со своими русскими учениками. Пётр I выписал из Европы множество талантливых мастеров и дал им приличное жалование, но с одним условием - в подмастерья брать исключительно местных.
За невыполнение императорского указа иноземным мастерам грозила высылка обратно в Европу без содержания.
Поэтому мы можем увидеть неуверенные мазки начинающих
русских живописцев - пока ещё примитивных, где-то смешливых
или непропорциональных. Но это были первые, робкие шаги
светской живописи в России.
Начнём мы нашу экскурсию с изображением богов и богинь.
Все фотографии, представленные в данной статье, сделаны мной.
Между богами и богинями младенцы путти - ангелочки без крылышек - ловят птиц и сажают их в клетку.
Всё пространство в Западном вольере расписано полихромными темперно-масляными красками по дереву. Темпера петровского
времени замешивалась на яичном желтке.
Рисунок на стыке стен.
Изображение стола внизу, над полом вольера.
Статьи о вольерах Петергофа:
Пётр I и его "птичьи забавы"
Беседка с непростой судьбой