Найти тему
ActivityEdu

Методический кабинет: в центре внимания – потребности педагогов

Оглавление

Методический кабинет помогает педагогу ознакомиться с передовым учительским опытом и вооружиться новейшими средствами для решения задач воспитания и обучения. Потребности педагогического коллектива, программно-целевое планирование и творческие разработки учителей – это ключевые ориентиры методического кабинета. О том, как правильно выстроить его работу, рассказываем в нашей статье.

Методическая служба школы: структура и направления работы

Директор образовательной организации издает специальный приказ о методической службе, в котором определяет ее структуру и основные направления работы.

В состав методической службы могут быть включены:

  • научно-методический совет школы, методический кабинет;
  • методические объединения учителей (МО) по предметам;
  • информационно-библиотечный центр;
  • творческие группы учителей, куда могут входить представители разных МО. Как правило, творческие лаборатории посвящены решению определенных проблем;
  • школа молодого специалиста;
  • руководство исследовательской деятельностью школьников.

Перечислим ключевые задачи, которые решает методический кабинет как центр методической службы школы:

  • организация системной и последовательной методической работы;
  • сбор и анализ информации, обмен педагогическим опытом;
  • исследование деятельности учителя, педагогический мониторинг;
  • решение педагогических задач с применением новейших технологий и достижений педагогической науки;
  • создание новых методик обучения, изменение уже существующих технологий и программ.

Формы методической работы делятся на коллективные и индивидуальные. Методический совет, семинар, методическое объединение, открытый урок, экскурсия, аттестация педагогических работников, курсы повышения квалификации являются коллективными формами работы. А индивидуальные – это самоанализ, самообразование, наставничество, собеседование, консультации и т. п.

Методический кабинет в школе: как оформить

При оформлении подобного кабинета в школе следует исходить из принципов доступности, рациональности и простоты, а также соответствия требованиям эстетики. Помещение рекомендуется выбрать просторное (не менее 60 квадратных метров), рабочие места разместить свободно. У педагогов должна быть возможность комфортно поработать с материалом, поразмыслить, получить профессиональную консультацию, провести совещание или научный совет.

Необходимое оснащение:

  • Демонстрационные пособия и материалы (стенды, методические уголки, выставки).
  • Офисная мебель (шкафы, рабочие столы и удобные стулья).
  • Технические средства (компьютер с доступом в Интернет, медиапроектор, ксерокс, сканер, принтер).
  • Литературный фонд (нормативные акты, методическая литература, справочники и периодика профильной направленности).

В библиотеке кабинета желательно иметь произведения выдающихся педагогов, монографии, учебники, методологические исследования по профессиональным вопросам и другие издания. Чтобы методическая помощь педагогам была эффективной, необходимо тщательно отбирать материал. Продуманная систематизация – залог успешной работы. Рекомендуем составлять указатели, списки или каталоги (алфавитный, тематический и систематический).

-2

План работы методического кабинета в школе

Содержание методической работы должно отвечать запросам коллектива и способствовать саморазвитию личности учителя, что требует предварительного глубокого анализа каждого звена и этапа работы с точки зрения влияния на рост профессионального мастерства педагогов.

На методическом совете определяются методическая тема на предстоящий учебный год, тезисные цели и задачи работы кабинета.

Примерная схема плана работы приведена ниже. Она может быть изменена в соответствии с потребностями образовательной организации.

-3

Методический кабинет в школе: документы для организации работы

Работа кабинета базируется на нормативных документах в соответствии с уставом школы. В первую очередь это должно быть положение о методическом кабинете, принятое на педсовете школы. В положении указываются функции и содержание деятельности методического кабинета. Перед началом учебного года завуч готовит приказ об организации методической работы на предстоящий учебный год. В приказе должно быть определено, какие документы необходимо оформить.

Примерный перечень документации:

  • приказы и инструкции Министерства образования РФ об организации методической работы;
  • положение о МК;
  • план работы МК;
  • положение о методической работе педагогов;
  • должностные инструкции и учебные планы;
  • примерные учебные и рабочие программы по предметам;
  • стандарты;
  • методические материалы, рекомендации и учебно-методические пособия;
  • отчеты о работе МК;
  • список тем для самообразования педагогов;
  • планы проведения методической недели, предметной недели;
  • графики контрольных и проверочных работ;
  • календарно-тематическое планирование каждого педагога;
  • результаты школьного мониторинга, его анализ и рекомендации;
  • план аттестации педагогов.

Деятельность методического кабинета в школе – важнейший элемент в процессе непрерывного образования педагогов. Повышение профессиональной компетентности помогает учителю эффективно решать затруднения, возникающие в его повседневной работе. Грамотно выстроенная система создает условия для личностно-ориентированной методической помощи и воплощения инноваций в педагогической деятельности.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.