Найти в Дзене
LUXURY inc.

Спартанцы, викинги, самураи: как воспитывали воинов в Древнем мире

Оглавление

История человечества знает массу примеров исключительной (хоть порой и совершенно разрушительной) отваги — от Фермопильского сражения до атак летчиков-камикадзе. Вспомним, как воспитывалось мужество в воинах разных культур.

Спартанцы

Давным-давно на юге полуострова Пелопонес образовалось маленькое, но воинственное государство Лакедемон, более известное как Спарта. Государство просуществовало почти тысячу лет, прежде чем стало провинцией Рима в 146 году до н. э. Славу Древней Спарте принесли мужественные воины, отличающиеся невероятной выносливостью и боевыми качествами. Строго говоря, суровых мужчин, которых мы восхищенно называем спартанцами, правильнее именовать спартиаты.

В Спарте придавалось огромное стратегическое значение воспитанию молодых воинов, ведь от боеспособности армии во многом зависело процветание государства. Большую часть информации о воспитании юных спартиатов мы получили из трудов Плутарха. Его заметки овеяны мифами и ставятся под сомнение современными историками, но в них зафиксирован ряд любопытных педагогических принципов.

-2

1. Воспитание в интернате

Сыновья вольных граждан Спарты с семи до двадцати лет воспитывались в интернатах военного типа и не общались с родными.

2. Краткость — сестра таланта

Юноши должны были уметь давать меткие и точные ответы на самые каверзные вопросы. По местности (Лакония), в которой находилась Спарта, подобную речь принято называть лаконичной. Фраза Леонида I «Приди и возьми» (на требование сложить оружие от персидского посла накануне битвы при Фермопилах) стала крылатой и является прекрасным примером спартанской риторики.

3. Спартанские условия

Спартанские мальчики до 12 лет не имели права носить одежду, вынуждены были искать пропитание самостоятельно, сознательно подвергались лишениям и психологическому давлению. Считалось, что только так можно воспитать характер воина.

4. Набеги

Детям иногда позволялось участвовать в набегах (они назывались криптии) на соседние илотские деревни. Там будущие воины могли грабить и убивать население, добывать для себя пропитание.

5. Дисциплина

Именно спартиаты впервые поняли, что маленькая, но организованная и дисциплинированная армия способна побеждать превосходящие силы противника. Синхронности действий и беспрекословному подчинению командующим уделялось особенное внимание при воспитании юноши. Любой проступок и неповиновение карались телесными наказаниями. Ответ держал не только оступившийся, но и все окружающие его, что позволяло создавать коллективную ответственность и давление группы.

Самураи

-3

Слово «самурай» происходит от глагола «сабурау» — «охранять, служить». Постепенно это понятие сблизилось с более широким понятием «буси» — «воин». Как нетрудно догадаться, именно забавное слово «буси» дало название знаменитому кодексу самураев бусидо, «путь воина».

Официально самураи как военное сословие существовали с конца XII века до 1868 года. Несмотря на упразднение сословия после реставрации Мэйдзи, самурайский дух еще около ста лет не покидал императорскую армию. Знаменитые летчики-камикадзе, воспитанные в традициях бусидо, смело смотрели в лицо смерти, отправляясь на свой последний вылет. Воспитание юных самураев сводилось к созданию стереотипного поведения — настоящий самурай обязан был реагировать на внешние раздражители строго определенным, регламентированным образом.

1. Ограждение от внешнего влияния

Все мысли ученика должны быть посвящены исключительно пути воина. И никакой частной жизни.

2. Суровые бытовые условия

Как и юные спартиаты, будущие самураи много работали, мало спали и скудно ели — привыкали к суровой жизни.

3. Конфуцианская мораль

Она призвана была стимулировать в будущих самураях почтение к старшим и абсолютное подчинение сюзерену.

4. Воспитание характера

В учениках вырабатывали буддийское безразличие к лишениям, боли и смерти. Учеников частенько приводили полюбоваться на публичные казни — вид обезображенных тел, отрубленных голов и конечностей не должен шокировать настоящего самурая.

5. Моделирование поведения

Все свободное время юные буси изучали жизнеописания великих воинов прошлого. Как правило, все эти истории заканчивались героической гибелью персонажа, что должно было психологически готовить юношу к неизбежной смерти.

Викинги

-4

Скандинавские герои, воспетые в сагах, имели мало общего с реальностью, но в храбрости им не откажешь. Период господства викингов в северных морях (и не только) был весьма короток. Самые известные походы брутальных северян датированы периодом между VIII и XI веком.

Суровые условия жизни среди фьордов и холодных морей формировали особое представление о культуре у скандинавов. На благополучную жизнь после смерти (попадание в Валгаллу) могли претендовать лишь павшие геройской смертью. Особое место в воспитании юных викингов уделялось как раз подготовке к путешествию в Обитель павших.

1. Чужие родители

В некоторых скандинавских деревнях практиковался обычай передачи детей на воспитание в другую семью. Это позволяло укрепить дружбу между родами и отучить ребенка от тоски по родному дому.

2. Обучение на птицах

Викинги приучали детей к суровой жизни лет с трех. В этом возрасте мальчики убивали и разделывали домашнюю (или пойманную в силки) птицу.

3. Скорее в море

Карьеру грозного мореплавателя викинги начинали уже в 10–12-летнем возрасте. Юноша считался достаточно взрослым и самостоятельным, чтобы добывать трофеи в далеких походах и быть полноценным воином.

4. Саги

О подвигах прославленных воинов, независимо от происхождения, сочинялись песни, а иногда и целые саги. Как и у самураев, у викингов сказания о подвигах использовались для моделирования поведения и мотивации. Каждый юный викинг мечтал стать героем персональной саги, воспевающей его свершения.

Монголы

-5

О быте и воспитании воинов Чингисхана сохранилось не так уж много информации — до наших дней дошло мало памятников старомонгольского письма. Воинственные кочевники не заморачивались записью бытовых подробностей своей жизни. Остается рассчитывать только на китайские источники и записки вездесущего Марко Поло.

Особенности воспитания юных монголов объясняются тем, что при подготовке армии Чингисхан делал ставку не только на индивидуальную храбрость, но и на коллективные взаимодействия. От воина требовалось быть бесстрашным, неприхотливым, хорошо держаться в седле, метко стрелять из лука и хорошо маневрировать. Китайские источники так описывают принципы воспитания и обучения монгольских воинов.

1. Приучение к лошади

Маленьких монголов учили ездить в седле с трехлетнего возраста. Пока ребенок был совсем маленьким, его просто привязывали к седлу, но постепенно он сам учился держать равновесие. Лет с пяти он мог держаться в седле самостоятельно.

2. Приучение к луку

С четырех лет монгольский мальчик уже мог стрелять из настоящего лука. Навыки стрельбы оттачивались во время охоты и игр. С луком юный монгол почти не расставался.

3. Неприхотливость

Монголы всегда славились своей выносливостью и неприхотливостью. В 10–12 лет мальчик уже должен был уметь проводить целый день в седле, принимая участие в длительных походах. Монгольские воины могли несколько дней обходиться без еды. При острой необходимости монгол мог пить кровь своей лошади из вены на шее.

4. Маневры

Для монгольской армии важнейшее значение имели синхронные передвижения и маневры. Для отработки взаимодействий устраивались особые учения, представляющие собой коллективную охоту. Молодые воины окружали огромный участок степи, в котором находилось много зверей. Потом монголы постепенно сужали круг до тех пор, пока зверье не оказывалось на расстоянии полета стрелы.

Основатель стоицизма Зенон Китийский

Бонус: стоики

В отличие от других героев статьи стоики никогда не были национальностью или военным сословием, но без них материал был бы неполным. Стоицизм — философское учение, зародившееся в древних Афинах за 300 лет до н. э. Видными стоиками были Зенон Китийский, Сенека и император Марк Аврелий.

Если очень коротко, то общий смысл философии стоицизма сводится к знаменитой фразе «Ducunt volentem fata, nolentem trahunt («Желающего судьба ведет, нежелающего — тащит»). Стоицизм воспитывает мужество более сложным путем, нежели указанные выше способы воспитания. Как и любое философское течение, стоицизм требует серьезной умственной работы, лишь тогда можно будет демонстрировать чудеса мужества и стойкости.

1. Мудрость

Современные стоики сводят учение к знаменитому изречению: «Человеку нужен душевный покой, чтобы принимать то, что невозможно изменить, мужество, чтобы изменить возможное, и мудрость, чтобы всегда отличать одно от другого».

2. Спокойствие

Стоик не должен тревожиться из-за событий, находящихся вне его контроля.

3. Независимость

Стоик не привязывается к вещам и людям. Он всегда готов все потерять.

4. Осознанность

Не события расстраивают человека, а его эмоции, связанные с ними. Эмоциями стоик должен управлять.