Автор: священник Александр Шумский
Россия – страна идеократическая. Она не может жить и развиваться без идеологии. Это Швейцарии с Голландией идеология не нужна, а нам без неё – никак. В пору Московского царства была идеология «Москва – Третий Рим», в эпоху Российской империи – «Православие, самодержавие, народность», в советский период – марксизм-ленинизм и сталинизм. Каждая из этих идеологий была нацелена на развитие нашего Отечества. Даже идеология советского времени, несмотря на атеизм. И благодаря каждой из них страна так или иначе преуспевала. После распада СССР наступил идеологический вакуум. Не можем же мы считать идеологией либеральный постмодерн, основанный на вседозволенности и своеволии! Либеральная «идеология» вела и ведёт лишь к разрушению государственных и духовно-нравственных основ, но никак не к их созиданию. К чести нашего президента Владимира Путина (и его не столь уж многочисленных сторонников во власти), он пытался разлагающемуся либерализму противопоставить созидательную идеологию патриотизма, основанную на синтезе лучших традиций дореволюционного и советского периодов. В этом начинании верховную власть полностью поддержала Русская Православная Церковь. И на этом пути наша страна добилась значительных успехов. Одно воссоединение Крыма с Россией чего стоит, не говоря уже о создании новейшей армии, гарантирующей нам защиту от нападения любого агрессора.
Но вот пришло мировое моровое поветрие, захватившее нас, под названием «коронавирус» или «COVID-19». Коронавирус, как и вообще всякий вирус – вещь опасная. Шапкозакидательское отношение к нему совершенно неуместно. Но есть и другая крайность, которую мы увидели весной-летом нынешнего года. Это умышленное нагнетание мировыми СМИ (в том числе – и российскими) истерии и страха у людей перед COVID-ом. То есть, к реальному опасному вирусному заболеванию, благодаря целенаправленной работе СМИ, добавился ещё и «вирус страха», парализующий волю человека и делающий его более уязвимым для коронавирусной инфекции. О взаимосвязи психического состояния людей и заболеваемости говорят почти все вирусологи и эпидемиологи. Именно в их научной среде и появился термин «вирус страха».
О том, кто и какие силы заинтересованы в распространении «вируса страха» перед COVID-ом, я написал в моей статье «Коронавирус троцкизма и тень Великого инквизитора». Статья была опубликована на сайте «Державный путь» ещё в марте нынешнего года, когда COVID только начинал распространяться в нашей стране. Главная мысль той статьи – следующая: существуют надгосударственные мировые элиты, которые с помощью внушаемого ими страха перед COVID-ом и другими заболеваниями хотят глобально переформатировать мир, парализовать волю людей и поставить их под полный контроль для подготовки воцарения «человека греха, сына погибели», то есть, Антихриста, который у Достоевского именуется Великим инквизитором. На мой взгляд, все мировые события за последние уже почти полгода с тех пор, как начала развиваться коронавирусная инфекция, подтверждают этот мой вывод. Хочу ещё раз подчеркнуть: я не отношусь к той категории людей, которые считают COVID-19 мнимой угрозой, тем более, что сам недавно переболел этой инфекцией в тяжёлой форме. Убеждён, что соблюдение санитарных мер предосторожности – необходимо. Но меня настораживает другое – превращение борьбы с реальным вирусным заболеванием в некую глобальную идеологию страха, ведущую личность не к созиданию, а к саморазрушению. И недаром по благословению священноначалия Русской Православной Церкви на каждой Божественной Литургии священнослужитель произносит особое прошение, добавленное в Сугубую ектению в связи с распространением вредоносного коронавирусного поветрия: «Еще молимся, о еже умирити смятение человек и страхования всяческая, упованием твердым оградити верных Своих, мир же и тишину вселити в сердца наша, молим Ти ся, Господи, услыши и помилуй». – Удивительно точные и нужные слова, прямо направленные против всех тёмных сил, которые во время эпидемии коронавирусной инфекции сеют в душах людей смятение и страх, удаляя из их сердец мир и тишину. И не перестаёшь поражаться глубине церковного сознания.
Исходя из сказанного, хотелось бы поразмышлять о некоторых, по моему мнению, перегибах, которые допускают нынче московские городские (да и не только) власти в борьбе с коронавирусной инфекцией. Мне уже приходилось отчасти поднимать эту тему в моей статье под названием «Дух унтера Пришибеева в нынешней Москве», опубликованной на нашем сайте «Державный путь» 4 июня 2020 года. В этой статье я писал о том, что совершенно необходимая с медицинской точки зрения борьба с коронавирусом переплеталась с нарушениями Конституции и прав человека. Пример таких нарушений – почти поголовная самоизоляция и запрос городских властей на прохождение обязательной идентификации находящихся на карантине. К этому можно добавить передвижение по городу по пропускам, лишение граждан пенсионного возраста возможности бесплатного проезда на городском транспорте и на пригородных поездах (блокирование на длительное время социальных карт), усечённое и недостаточное возмещение материального ущерба гражданам, находящимся на самоизоляции, ограничение прогулок москвичей на воздухе, незаконные штрафы и другое. Никакого разбирательства данных правонарушений городских властей более высокими властными инстанциями так и не произошло, хотя пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и говорил что-то о необходимости проверки соответствия некоторых постановлений московских городских властей российскому законодательству. Это не может не беспокоить, поскольку на носу уже – осень, а мы не слышим от городских властей чётких и ясных разъяснений относительно нашего ближайшего будущего. Ходят разного рода слухи – как в песне Владимира Высоцкого: «Словно мухи, тут и там, ходят слухи по домам, / А беззубые старухи их разносят по умам». Слухи эти привносят в жизнь нервозность, тревожность и нестабильность – это плохо для общества. Плохо, когда у граждан копятся вопросы к власти, а она, власть, не спешит давать на них вразумительные ответы, или даёт ответы, но путаные. Например, люди недоумевают – зачем нужно носить перчатки. Ну, ладно – маски, а перчатки-то – зачем? Недавно на Первом канале телевидения, в программе «Время покажет», замечательный телеведущий Артём Шейнин задавал этот вопрос одному из министров правительства Москвы (фамилии его я не помню). Артём прямо спросил: «Скажите, кто придумал ношение перчаток во время эпидемии коронавируса?». Тот ответил, что не имеет об этом ни малейшего понятия, что, дескать, это – предписание санитарных органов. Артём подчеркнул, что ни один из врачей-вирусологов и эпидемиологов тоже не знает, кто придумал ношение перчаток. Отсюда вытекает предположение, что необходимость использования перчаток выдумали те, кому это выгодно – то есть, производители этих самых перчаток. К слову сказать, история с перчатками доходит до комикса, в буквальном смысле слова. Попробуйте без проблем вытащить рукой в перчатке купюру из бумажника. Я тут недавно в магазине пытался это проделать. Кассирше надоела моя возня, и она разрешила достать деньги другой рукой, на которой перчатки, в возмутительное нарушение мною «перчаточного» режима, не было. Поэтому неудивительно, что в народе пошёл слух о том, что, мол, на московских складах скопилось огромное количество масок и перчаток, которые необходимо срочно реализовать. Как говорят в таких случаях – «ничего личного, только бизнес». Вот откуда в столице такое резкое ужесточение в летнее время (когда Москва – полупустая и заболеваемость явно снижается) «масочно-перчаточного» режима? И не только в столице, но и в других местах России? И вполне можно предположить, что чем ближе к осенне-зимнему периоду – тем больше этот режим будет ужесточаться.
В этой связи мне хотелось бы обратить внимание читателей на новую (новоязычную) терминологию, которая меня лично весьма настораживает. Интересно, какой «знаток» русского языка придумал словосочетание «масочно-перчаточный режим»? Этот «термин», надо сказать, уже прочно вошёл в лексикон не только обычных граждан, но и официальных лиц. Ничего другого, кроме как поругание норм классического русского языка лично я здесь не обнаруживаю. Термин «масочно-перчаточный» – это, на мой взгляд, яркий образчик так называемого новояза. А когда к нему добавляется ещё и слово «режим», то становится не по себе. С чем (и с кем) ассоциируется слово «режим»? Ассоциаций много – это и больничный режим, и спортивный, и температурный и т.п. Но возникает также ассоциация с понятием «политический режим» – например, «большевистский режим», «пиночетовский режим» и т.п. И вот такие «политические» ассоциации не могут не вызывать беспокойства. Всё начинается со слова («в начале было Слово») – надо хорошо это понимать и помнить об этом. И мне очень не хотелось бы, чтобы новоязычное словосочетание «масочно-перчаточный режим» вышло за медицинско-гигиенические рамки. Вы скажете, что я преувеличиваю опасность. Может быть, и так, а может быть, и нет. Шутки – шутками, но на всё той же программе «Время покажет», где Артём Шейнин пытался понять – откуда взялись перчатки, одного из противников масочно-перчаточного режима, опять же, вроде бы, в шутку назвали «ковидным диссидентом». Вам смешно? А мне – не очень. Видите, к словосочетанию «масочно-перчаточный режим» уже добавилось другое – «ковидный диссидент» («коронавирусный диссидент»). И вот это уже приобретает явный политический оттенок. Можно сколько угодно смеяться над тем, что я говорю, но если мы вспомним историю, то мы увидим, что поначалу смеялись и над Кромвелем, и над Наполеоном, и над Лениным, и над Гитлером… С самых высоких властных трибун звучали сравнения борьбы против коронавируса с борьбой против печенегов и половцев, её сравнивали даже с битвами против фашистов под Москвой и Сталинградом… И у меня (да и не только у меня) неизбежно возникает вопрос – не приобретает ли совершенно необходимая борьба с вирусной инфекцией некий опасный политический и идеологический смысл, сопрягающийся с глобальными планами мировой закулисы по переформатированию жизни всего человечества?
И тут невозможно обойти тему вакцинации населения, которая во всём мире становится задачей №1 в деле борьбы с коронавирусной инфекцией. И здесь тоже – одни сплошные вопросы, на которые, увы, пока нет никаких вразумительных ответов. Появляется на экране ТВ врач в белом халате, показывает какую-то пробирку и говорит: «Вот вакцина от COVID-а». Потом нам показывают другую картинку, где молодым здоровым ребятам вкалывают в руку эту самую вакцину и говорят, что у них – всё хорошо. Вместе с тем, крупнейшие специалисты в данной области чётко и ясно заявляют, что вакцина недостаточно проверена и что последствия её применения в обозримом будущем – неизвестны. Но, несмотря на это, у нас уже развёртывается широкое производство данной вакцины, а московское правительство принимает решения, упрощающие механизмы регистрации новых препаратов «в период пандемии», и на сегодняшний день вышеупомянутая вакцина уже официально зарегистрирована. Ясно же, что задача производителя вакцины – только одна: реализовать её с максимальной прибылью, остальное для производителя не имеет никакого значения. Вот мы часто жёстко критикуем американское кино. И правильно. Есть за что. Но всё же и там снимаются интересные и поучительные картины. Например, у одного из таких художественных фильмов (названия я не помню, да это и неважно) – следующий сюжет: определённая группа людей заинтересована в производстве и продаже некого вновь изобретенного лекарственного препарата. Но выясняется, что применение этого препарата вызывает у пациентов опасные побочные эффекты. Однако группа людей, собирающаяся запустить или уже запустившая препарат в производство, пытается всячески скрыть опасные последствия его применения. Конечно, находится честный врач, который разоблачает эту преступную аферу, и картина заканчивается «хэппи-эндом». Очевидно, что сюжет создателей фильма, кроме, вероятно, счастливого конца, заимствован из реальной жизни.
Известно, что некоторые представители мировых политических и финансовых элит весьма заинтересованы в сокращении численности населения земного шара для улучшения качества жизни так называемого «золотого миллиарда», то есть «избранных». И у нас в России есть сторонники этой идеи. Естественно, всё это не может не вызывать дополнительного беспокойства у россиян, которым предлагается не проверенная до конца вакцина. И ещё важный вопрос, связанный с «добровольностью» применения этой вакцины против COVID-а. С самой высокой властной трибуны было чётко и ясно сказано, что вакцинация – дело добровольное. Замечательно. Но при этом хотелось бы знать – не приведёт ли добровольный отказ от применения вакцины к негативным социальным последствиям для граждан? Например, врач или учитель добровольно отказывается от вакцинации. А администрация учреждения, где он работает, заявляет ему: «пожалуйста, отказывайтесь, это ваше дело, ваше право, а наше дело и наше право – в том, чтобы не продлять дальше с вами трудовой договор». Может такое произойти? Где гарантии, что такое не произойдёт? И может ли произойти подобное при приёме граждан на работу, не скажут ли гражданину: «вакцинируйтесь – тогда и поговорим»? А за границу без вакцинации – вообще не пустят? Так чего же будет стоить такая «добровольность»? В подобных случаях один известный политический деятель любил говорить: «формально – правильно, а по существу – издевательство». По телевидению сказали, что вакцинации не подлежат граждане в возрасте до 18-и лет и те, которым уже за 60. Мотив – забота о состоянии здоровья, особенно тех, кому за 60. Спасибо, что заботятся о здоровье людей пенсионного возраста. Но опять возникает вопрос – не будет ли администрация различных учреждений или предприятий расторгать по этой причине трудовые договоры с людьми пенсионного возраста на том основании, что они не вакцинированы и могут оказаться носителями вируса? Не начнутся ли перекосы и произвол в отношении пожилых людей? Представьте себе: работает хороший учитель или хороший врач, которому 60+, и их увольняют с работы как потенциальных носителей вируса, чтобы освободить место более молодым и, как сейчас принято говорить, «амбициозным» (не тождественно «талантливым») людям. Может такое произойти? И ещё вопрос, который задают практически все: «А если COVID-19 мутирует к осени-зиме, или появится другой доминирующий вирус – прекратится ли при этом уже не нужная вакцинация от COVID-19?» Таких вопросов можно задать ещё много, и все они – совсем не праздные, напротив – весьма тревожные. Помните, в советское время, чтобы сделать хорошую карьеру, надо было присягать марксистско-ленинской идеологии и вступать в компартию? Не станет ли сегодня отношение граждан к вакцинации и другим подобным вещам критерием их «лояльности» и соответственно – мерилом возможности преуспеяния в социальной, общественной и политической жизни? Не превратится ли, образно говоря, «ковидизм» в новую российскую идеологию? Недавно один мой остроумный приятель отпустил горькую шутку: «Может быть, уже пришло время заменить двуглавого орла на российском гербе на две перчатки с маской посередине?» – вот такие шутки ходят в народе.
И ещё несколько слов о православной пастве. С одной стороны, совершенно правильно, что православные прихожане соблюдают гигиенические предписания – надевают в храмах маски и т.д. И мы, священники, согласно предписанию священноначалия, исповедуем прихожан в масках. Но вот что меня как священника тревожит: не приведёт ли долгое ношение масок и перчаток к отчуждению православных людей друг от друга? Ведь, судя по всему, этот «масочно-перчаточный» режим – надолго. Тем более, что санитарной службой, насколько я понимаю, предписано вывешивать на дверях храмов плакат, изображающий женщину со строгим взглядом и в маске, с вытянутой вперёд рукой, предостерегающей от приближения, на котором написаны слова «соблюдай дистанцию». Очень не хотелось бы, чтобы эти слова вытеснили евангельские «возлюби ближнего своего, как самого себя». К чему я говорю об этой санитарной антиномии? – К тому, что мы, священники, должны предпринимать дополнительные усилия, чтобы наши прихожане не забывали о самом главном – о жертвенной христианской любви. Ещё раз убедительно прошу не считать меня «ковидным диссидентом». Подчёркиваю: я лишь задаю вопросы, волнующие очень многих, и мне хотелось бы получить на них чёткие и ясные ответы от нашей государственной власти, которую я всецело поддерживаю.
священник Александр Шумский