Как мы уже неоднократно указывали, бронетехническая мысль в межвоенный период 1918-1939 годов находилась в исканиях и метаниях.
Злые языки поговаривают, что наиболее бесчеловечные и устрашающие эксперименты с бронетехникой производились во Франции, но почему-то все обычно забывают о такой стране, как Италия — бесспорно входившей в число индустриальных государств, строившей отличные линкоры и самолеты, но в области танкостроения проявившей себя, скажем откровенно, с не самой приглядной стороны. Впрочем, и не только в этой области.
У нас есть подарки для танкистов! ------> Жми!
Увы, на самолюбие потомков Цезаря, как именовал итальянцев пафосный и красноречивый дуче, вся история их участия во Второй мировой должна оказывать угнетающее действие: после всех «блистательных достижений» итальянской армии на фронтах от Франции до Албании и Греции брать Муссолини в союзники мог только очень самонадеянный человек. Впрочем, общеизвестно, что в ставке Гитлера все малахольные. Но раз уж речь зашла об Африке, то давайте попробуем кратко охарактеризовать данный театр военных действий.
Северная Африка для применения бронетехники если не идеальна, то как минимум вполне приемлема. В плане рельефа местности, разумеется, а не климатических условий. Главные враги танков, сиречь грязь, глина, переправы и горы, отсутствуют. Песчаная или каменистая равнина. Машины страдают от пыли, но достаточно поставить дополнительные фильтры. Заодно следует учитывать дополнительные факторы: снабжение, пополнение личным составом и техникой, а равно качество этой техники.
Исходно итальянцы завезли танчики в Африку во время Итало-эфиопской войны 1935-36 годов — они числились по штату в единственной моторизованной дивизии, развернутой в Итальянском Сомали на Южном фронте. Никакой ошибки — автор намеренно применяет слово «танчики» вместо «танки», поскольку на вооружении стояли FIAT-3000 (фактически — нелицензионная копия знаменитого француза Renault FT-17, созданная на основе «импортозамещения» — строго с итальянскими узлами и агрегатами), и танкетки, о которых пойдет речь ниже.
Но одно дело — воевать против эфиопов, и совсем другое — против англичан, державших в Египте многочисленную армию. А тем временем подступала Вторая мировая война...
И что же мы имеем у итальянской армии, сосредоточенной в Ливийской Киренаике к 1939 году? Историки говорят о «двухстах единицах итальянской бронетехники». Вроде бы не так плохо, особенно против единственной британской 7-й танковой дивизии с шестьюдесятью пятью танками, среди которых было много напрочь устаревших к 1940 году Vickers Medium Mark II.
Теоретически, неплохое соотношение. Но разум нам подсказывает, что итало-британская танковая баталия выглядела бы как сражение древности с древностью. Мы давно выяснили, что в Англии с танкостроением были глубокие проблемы, но по сравнению с Италией...
А теперь давайте представим себе, как выглядела основная бронетехническая единица итальянцев Carro Veloce CV-33. По национальной итальянской классификации эта штуковина числилась «легким танком». Во всем остальном мире машины такого типа именовались «танкетками». Три с половиной тонны боевой массы, башни нет и не было никогда, вооружение — один пулемет «Fiat-Revelli Modello 1914», в поздней версии — два. Броня девять миллиметров. Нравится?
Правильно, автору данного текста это тоже совершенно не нравится. По сравнению с таким клопом британский Medium Mark II должен выглядеть «Маусом». Надо отдельно добавить, что CV-33/35 создавалась на основе английской танкетки «Карден-Лойд» Mk.VI 1929 года. Итальянцы ее несколько утяжелили, переделали корпус и поставили двигатель чуть помощнее. В итоге получилось... То, что получилось. В Италии машину гордо окрестили «легким танком» и выпустили на заводах «Фиат» крупную серию — всего 1400 экземпляров, причем часть из них в отдельных модификациях: от мостоукладчика до огнеметного танка и командирской машины, куда не без труда, но все-таки впихнули рацию. Точнее не впихнули — по причине габаритов, полностью это исключающих — а установили снаружи с огромной дуговой антенной
Далее начались сплошные конфузы. Италия развязала вышеупомянутую войну против Эфиопии, тогда называвшейся Абиссинией — страной, абсолютно не развитой индустриально, многие воины императора Абиссинии были вооружены луками и копьями. Казалось бы, шпынять эфиопов с помощью вооруженной пулеметом танкетки самое милое дело, но случилось непредвиденное. Углы горизонтального наведения пулемета в боевой рубке CV-33/35 были недостаточны, что позволяло эфиопам брать танкетки на абордаж толпой. Массовой пехотной атакой.
Выглядело это примерно следующим образом: к машине подбегает полсотни солдат императора Хайле Селассие, часть из них пулемет успевает выкосить, но остальные начинают совершать по отношению к CV примерно те же действия, что нож к консервной банке. Еще можно напихать горящей соломы в решетку двигателя или в смотровые щели, полить керосином. Можно ткнуть копьем в смотровые щели. Словом, членам экипажа не позавидуешь.
В ожесточенных боях эфиопы сумели захватить и вывести из строя немало танкеток противника. Забираясь на машины, они ломали и разбивали камнями траки, открывали люки и захватывали экипажи в плен. Натиск эфиопов вынудил итальянцев оставить г. Абби-Адди. В числе трофеев оборонявшимся досталось несколько совершено целых танкеток CV35, брошенных своими экипажами.
Эмпирическим путем выяснилось, что CV-33 не способна противостоять даже вооруженному орудиями каменного века, но храброму и многочисленному неприятелю. Второй конфуз случился во времена гражданской войны в Испании — Муссолини помогал генералу Франко техникой, были отправлены повоевать и эти злополучные танкетки. А на стороне республиканцев воевали новейшие советские быстроходные танки БТ-5 и более медлительные, но тоже отличные Т-26 с пушечным вооружением.
Самое время задаться вопросом: а какова, собственно, была максимальная скорость у CV-33? Отвечаем: крайне огорчительная. 14 километров в час по шоссе. Если продолжать сравнение с «Маусом», то он выдавал аж целых 20 километров в час на твердой ровной поверхности при массе в 65 раз больше, чем CV. Советские БТ щелкали итальянские машины как орешки. Добавим сюда ужасающий обзор, отсутствие раций на всех танкетках кроме командирских, часто ломающуюся подвеску и запас хода на полном баке в жалкие сто тридцать километров... Теперь понимаете, с какой, с позволения сказать, «бронетехникой» итальянцев столкнулись англичане в Африке?
Можно возразить: но ведь у Италии в 1940 году наверняка были и другие танки!? Были. Но мало. Это вопрос хитрой статистики, тут как повернуть. Двухпулеметная модификация C.V.3 на начало 1940 года составляла большинство итальянского, простите, «танкового парка», проходя по документам именно как «легкий танк». То есть потребность армии в бронетехнике целиком удовлетворена. Скажем больше: статистика показывала, что по общей численности «танков» Италия находилась примерно на равных с Германией или Францией!
Есть обоснованное мнение, что за такого рода очковтирательство товарищ Сталин мигом отправил бы виновных осваивать просторы Сибири под бдительным надзором хорошо вооруженных сотрудников НКВД. В СССР в это время отправляли в производство Т-34, Германия выпускала Pz.IV, а англичане «Матильду», которые были способны раздавить CV-33 и этого не заметить!
Впрочем, это не «очковтирательство», а итальянская специфика. Теперь понимаете, какой союзник достался Германии? Вообразите: Гитлеру докладывают, будто в Африке у итальянцев есть 200 легких танков против неполных семи десятков таких же у англичан... И ведь ни словечка лжи! Легкий танк? Конечно, так в документах написано! Немцы привыкли верить документу с круглой печатью и подписью ответственного лица! И ведь в ОКВ-ОКХ верили.
В этом — вся Италия времен тридцатых: множество громких слов, хвастовства, отчетов о липовых победах и фиктивных достижениях, а на деле — сплошная танкетка CV-33/35, а не Итальянская империя во главе с великим дуче Бенито Муссолини.
Однако, хватит лирики, давайте продолжим разговор о сомнительных успехах «основного легкого танка». К примеру, в Испании Carro Veloce был затаранен советским Т-26 — последний получил незначительные повреждения и еще на всякий случай добавил снаряд из 45-миллиметрового орудия. Результат предсказуем — весь экипаж CV погиб. Известно о нескольких случаях тарана, и все они заканчивались для итальянцев плачевно.
Уже в самом конце Гражданской войны в Испании произошел, прямо скажем, совершенно возмутительный случай с участием CV-35. Во время отступления республиканских войск 17 января 1939 г. республиканские газеты сообщили о подвиге капрала по имени Селестино Гарсия Морено. Поблизости от Санта Колома де Куералт капрал встретился лицом к лицу с тринадцатью итальянскими танкетками и ручными гранатами повредил ходовую трех из них, а затем при помощи киркомотыги открыл у них люки и взял в плен пятерых танкистов, после чего остальные десять танкеток обратились в бегство. Поверим? В конце концов, Кейтель с Гитлером верили же в «200 новейших легких танков»?
В июне 1940 года эти танкетки оказались единственными гусеничными боевыми машинами, которыми располагала итальянская армия в Ливии. К моменту сражения у Киренаики семь танковых батальонов имели в общей сложности 324 машины всех модификаций, большей частью CV-35. Первый бой с англичанами состоялся 16 июня. Итальянская моторизированная колона в сопровождении двадцати девяти танкеток CV-35 была атакована британскими танками и бронеавтомобилями. С британской стороны в столкновении участвовали крейсерские Tank Cruiser Mk.I (он же А9, причем ВСЕ эти машины к концу года списали за крайней устарелостью!) и бронеавтомобили Rolls-Royce, при поддержке 2-фунтовых противотанковых орудий.
Бой закончился катастрофическим поражением итальянцев, которые потеряли две трети танкеток. 20 июня губернатор Ливии и Верховный главнокомандующий итальянской Северной Африки Бальбо послал в Генштаб следующее сообщение:
Наши танки устарели. Британские пулеметы легко пробивают их броню. У нас практически нет бронеавтомобилей. Противотанковое оружие также устарело, впрочем, и к нему нет боеприпасов. Таким образом, бои превращаются в сражения по типу “мясо против железа”.
Что предприняло итальянское командование? Верно! Очередную реорганизацию и переформирование, в Рим полетели радужные отчеты — уж теперь-то, после создания «Специальной бронебригады» (Brigata Corazzata Speciale) мы надерем холку этим любителям пудингов! Однако ни перетасовка уцелевших подразделений, ни передача уцелевших танкеток в новые дивизии, ни прибытие подкреплений из Метрополии (совершенно верно – с CV на вооружении!) никак не повлияли на боеспособность, маневренность или вооружение злосчастного Carro Veloce. Воз остался там, где стоял...
Ровно те же результаты были показаны и при вторжении в Грецию: медлительные, не обладавший связью CV было почти невозможно использовать в горной местности, греки без особых затруднений повторили эфиопский подвиг — попросту взяли абордажем несколько неповрежденных машин, и затем использовали их в своих целях. Пятьдесят пять танкеток ухитрились поучаствовать даже в операции «Барбаросса», где они ровным счетом никак себя не проявили, а уже к лету 1942 года были отправлены обратно в Италию за полной их бесполезностью.
В сухом остатке мы имеем совершенно фантастический конфуз, превосходящий всё доселе известное в истории мирового танкостроения — выпущенная гигантской серией в 1400 экземпляров различных модификаций (CV-33/35/38) машина скорее не помогала итальянцам воевать, а лишь затрудняла боевые действия. Практически на всех фронтах, где успела отметиться танкетка, она терпела сокрушительные поражения даже от таких противников, как Т-26 или А9, также окончательно устаревших к началу Второй мировой.
...А на столе Бенито Муссолини красовался отчет военного ведомства: потребности армии в бронетехнике полностью удовлетворены, по числу современных танков Италия превосходит не только Францию, но и Германию..
Еще наши публикации:
Как заводили танки зимой?
Зачем танки поднимают ствол пушки после выстрела?
Почему артиллерия это БОГ войны?