(Nuclear, 2020, Великобритания)
Загадочные процессы бурлят в голове режиссёрши/сценаристки Катерины Линструм.
Вот придумала она неплохой триллер, кое в чём даже уникальный. Правда, два одинаковых сюжетных поворота, это 100%-гарантия, что вы угадаете второй, ну да неважно - с художественной точки зрения всё равно получилось красиво и драматично. Затем любезная наша Катерина Матвеевна разжилась маленькой (а большая ей и незачем), но яркой актёрской командой, отыскала в английском захолустье колоритную ранне-весеннюю натуру и воплотила свои творческие идеи в жизнь.
Вопрос лишь один: на кой чёрт в "Ядерную" запихали сцены из разряда "Потому что гладиолус!" (помните тот старенький номер "Уральских пельменей"?)? . Что это? К чему это, если к сюжету они не имеют ни малейшего отношения?
Дабы не спойлерить, опишу характер заскоков г-жи Линструм на отвлеченном примере.
Вспомните какой-нибудь общеизвестный триллер, вроде "Молчания ягнят" или "Семи". Можно ли добавить к их историям нечто, что сделало бы их ещё более интересными и интригующими? В теории да. Почему бы, допустим, не уделить больше внимания личной жизни их главных героев, злодея или типа того.
А теперь представьте, что вместо этого к ним вдруг явится призрак капитана "Титаника", который расскажет, как горько он переживает о допущенных ошибках. Или призрак Амундсена, сожалеющий о том, что ему пришлось есть собак на пути к Южному полюсу. Или... (назовите абсолютно любой из миллионов примеров, который придёт вам на ум).
Скажете, хрень, чушня и ересь? Всё верно. А вот Катерина Линструм решила нагадить в собственный фильм таким вот "гладиолусом", потому что...
Потому что гладиолус - как ещё иначе истолковать её логику?
Впрочем, этот свой шизофренический бзик Катерина приберегла для зрителя на посошок. А до этого она рассказывает нам о том, как 14-летняя Эмма становится свидетелем чудовищного злодейства: её вышедший из тюряги, старший брат-наркоман пытается убить их мать и закопать ту в лесу.
Правда, всё заканчивается относительно благополучно, если не считать маминых синяков и ушибов. После того, как брат ушёл, Эмма приводит её в чувство и увозит на машине куда глаза глядят, благо, девочка уже умеет водить.
Жаль, далеко не мастерски. Поэтому их ночной автодрап закончился ударом о берёзу в какой-то глухомани. Ладно хоть поблизости светила окнами деревушка, и первый же домик, куда постучались беглянки, оказался пустым. Хотя и при полной обстановке, даже постельное бельё на кроватях имелось.
Ничуть не мандражуя, что хозяева могут в любой момент вернуться и закатить скандал, Эмма с матерью оккупировали домик и, можно сказать, залегли на дно. Но поскольку девчонке торчать в самоизоляции быстро осточертело, на следующий день она пошла шароё... шастать по округе с целью где-нибудь поплавать (Ранней весной? В Англии? Хм-м...).
Местечко оказалось довольно живописным.
А главным его украшением была не работающая АЭС, чьи зловещие реакторные корпуса возвышались над гладью огромного пруда. Причем, по мнению Катерины Линструм, охранять станцию было совершенно незачем - хватало таблички "Осторожно, модерн радиация!" и амбарного замочка на воротах. Как мило!
И, конечно, квест Эммы неминуемо приведёт её к здешнему сталкерскому капищу. И, конечно, не одну, а с загадочным другом, которого она подцепит в окрестностях АЭС, ибо где ж ещё тусоваться местной молодежи, как не на берегах радиоактивного пруда-охладителя?
***
В общем, и симпатичное вроде бы кино, и его история-с-подвывертом написана по образцам не самых худших триллеров. Однако режиссёрские эскапады в развязке фильма не вызывают ничего кроме тотального недоумения и сомнений в адекватности г-жи Линструм. Тем более что объяснять смысл этих совершенно лишних вставок в уже законченный сюжет она и не думает и никаких намёков на их разгадку не подаёт.
Странная картина, напоминающая спелое яблоко с червоточиной. Грызть такое можно, но осадочек всё равно остаётся. Хотя, предполагаю, что психиатрам ознакомиться с "Ядерной" из чисто профессионального любопытства будет нелишне.