Найти тему
История и культура Евразии

Откуда пошло самоназвание армян - Хаи?

Оглавление

Армяне как народ сформировался еще в тот период, когда даже о греках-эллинах никто не слышал - между 13 и 6 веками до нашей эры.

Исторические сведения по этому периоду весьма скудны и основываются на упоминаниях об общих предках армян - урартах, хурритах и лувийцах.

В то же время, эти народы только вошли в этнический состав армян, а вот носителями протоармянского языка являлась другая этническая общность.

Об этой общности остались только устные народные предания, которые отражены в работах Мовсеса Хоренаци

Мовсе́с Хоренаци́,(традиционно считается, что родился в селении Хореанк, ашхара Туруберан, Великой Армении, ок. 410 и умер в 490 годах или в начале VI века), вместе с тем ряд учёных относит годы его жизни к периоду между VII—IX веками включительно) — крупнейший армянский средневековый историк, автор монументальной работы «История Армении», за создание которой, несмотря на существование более ранних исторических трудов на армянском языке, был назван «отцом армянской историографии». Его исторический труд пропитан чувством национального самосознания и патриотизма.
Мовсе́с Хоренаци́,(традиционно считается, что родился в селении Хореанк, ашхара Туруберан, Великой Армении, ок. 410 и умер в 490 годах или в начале VI века), вместе с тем ряд учёных относит годы его жизни к периоду между VII—IX веками включительно) — крупнейший армянский средневековый историк, автор монументальной работы «История Армении», за создание которой, несмотря на существование более ранних исторических трудов на армянском языке, был назван «отцом армянской историографии». Его исторический труд пропитан чувством национального самосознания и патриотизма.

и армянского историка 7 века нашей эры Себеоса, написавшего труд "История императора Иракла".

Оба историка основываются на не дошедшем до наших времен труде "Армянская история" секретаря армянских Аршакидов (царская династия парфянского происхождения) Мар Абаса Катины.

Согласно преданию, прародителем армян был Гайк (Hayk), сын Торгома (библ. Фогармы), из поколения сына Ноя Иафета. Он описывается как «благолепный и статный, густокудрый, ясноокий и могучий» великан, могучий лучник, храбрый и заметный среди других. После строительства башни в Вавилоне он отказывается подчиняться обожествлявшему себя Белу Титаниду, тирану Вавилона, и со своей большой семьей — «с сыновьями, дочерьми, сыновьями сыновей, могучими мужами числом около трехсот, и прочими домочадцами и приставшими к нему пришельцами» отправляется в северные края. Вначале он останавливается у подножия одной горы (Арарат /Арарад Кордуены; ассир. Нибур, араб./турецк. Джуди). Затем он оставляет это место Кадмосу, сыну своего старшего сына Араманеака, и приходит жить в Армению, в уезд Hark‘, к северо-западу от озера Ван. Там он основывает селение и называет его своим именем — Haykašen, то есть ‘деревня Гайка’ - монография А.Петросяна ЭТНОГОНИЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ КАК ИСТОЧНИК ПО ПРЕДЫСТОРИИ АРМЕНИИ

Что интересно, после победы над вавилонским тираном Белом, который все-таки начал преследовать их Гайк основывает новую деревню на месте битвы и называет ее Hayk‘ («Армяне/Армения»), а весь район — Hayoc‘ jor (Ущелье армян).

То есть он уже дал деревне не просто имущественную принадлежность, а дал этноним - Хаи.

После Гайка остались трое его сыновей, которые и расширили территорию проживания.

Домен Гайка, Харк, остается его младшим сыновьям Хору и Манавазу (эпонимам княжеств Хорхоруни и Манавазеан в районе озера Ван). Старший сын Араманеак (варианты: Арманеак, Арменак) переходит в провинцию Айрарат, то есть в Араратскую долину, которая сделалась и осталась царским доменом поколений потомков Гайка и последующих царей Армении. Сын Араманеака Арамайис (вар. Армайис) построил там столицу Армавир. За ним следовал Амасия, чьим именем называется гора Арарат (арм. Масис). Сын Амасии Гелам становится эпонимом западных районов озера Гелам (современное озеро Севан). За Геламом следовал Гарма (Harma), а за ним — Арам, самый воинственный образ в этногонической традиции. В ходе многочисленных войн он расширил границы Армении во все стороны - монография А.Петросяна ЭТНОГОНИЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ КАК ИСТОЧНИК ПО ПРЕДЫСТОРИИ АРМЕНИИ

Но уже при сыне Арама Аре армяне попадают в зависимость от Ассирии.

Таким образом самоназвание армян становится Хаи, а вот армян другие народы назвали армянами скорее всего или по имени старшего сына Гайка - Араманеака или по имени их потомка Арама.

Интересно то, что прародитель армян Гайк попал в Армению после строительства Вавилонской башни.

Вавило́нская ба́шня (ивр. ‏מיגְדָּל בָּבֶל‏ Мигда́ль Баве́ль) — башня, которой посвящено библейское предание, изложенное в 11-й главе книги Бытие (Быт. 11:1—9). Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город, названный Вавилоном, и башню до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который заставил людей заговорить на разных языках, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.
Вавило́нская ба́шня (ивр. ‏מיגְדָּל בָּבֶל‏ Мигда́ль Баве́ль) — башня, которой посвящено библейское предание, изложенное в 11-й главе книги Бытие (Быт. 11:1—9). Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город, названный Вавилоном, и башню до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который заставил людей заговорить на разных языках, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

Как известно Вавилонская башня или Этеменанки действительно находилась в Вавилоне и была разрушена ассирийцами в 689 году до нашей эры. Ее восстановил вавилонский царь Навуходоноссор Второй, правивший в 605-562 годах до нашей эры.

То есть какая-то древнеармянская общность выделилась из месопотамской общины в этот период и ушла на север, где и заселила бывшие земли Урартов, смешавшись с ними и заставив их каким-то образом перейти на свой язык.