Найти тему

Семейное обучение — спасение для «невписавшихся» детей

Это назревало давно. Я хотела понять, что происходит в школе и почему мой сын-пятиклассник не вписался в школьную систему. Я требовательная, ответственная, образованная мамаша. Мой сын ходит в школу всегда с выученными уроками.

Но каждый день к вечеру у меня портилось настроение — и не без оснований. Каждый день или меня, или сына ругали. За что? Чаще — за плохое поведение: либо персональное моего сына, либо за проделки группы ребят или всего класса. За что еще? За не выученный урок, который был подготовлен, но почему-то не отвечен в классе, за плохую оценку на контрольных и так далее.

Признаки того, что назрела необходимость оценки ситуации:

  • школа «съела» все семейное свободное время;
  • школа — постоянная тема дня;
  • у сына часто плохое настроение;
  • он не хочет учиться;
  • ребенок часто болеет;
  • нарастает раздражение классного руководителя и администрации;
  • идет снижение успеваемости;
  • стресс;
  • хроническая усталость;
  • разочарование.

Контакт с классным руководителем и директором школы я не теряла. Мне очень было нужно посмотреть на своего сына в школе. Но, во-первых, школа не приветствовала мое нахождение на уроках. Во-вторых, в моем присутствии и сын, и класс, и педагог, конечно, вели себя по-другому. И разобраться в многофакторной проблеме, а уж тем более решить ее, у меня не было ни сил, ни средств.

Требовать от учителей глубокого анализа ситуации и подсказки способов ее разрешения невозможно. И я уже давно убедилась, еще по старшим детям, что самый крутой педагогический прием в арсенале педагогов — это нажаловаться родителям.

-2

В итоге, все, так дальше жить невозможно. Да еще и отрицательная социализация. Нужна ли моему сыну социализация в школе? Конечно, если ребенок туда ходит. Несет ли она положительный опыт? Да. Но несет и отрицательный: опыт стресса, борьбы, подавления своего «я», терпения, унижения — в общем, опыт выживать.

Я поняла, что мой сын не влился в систему. Школа и подросток взаимно друг друга не любили. Он считал свою роль заниженной, пассивной, себя дискредитированным. Я призналась в своем бессилии найти волшебную таблетку.

Мы не вписались в стандарты. Но зато получили:

1. Возможность укрепить семейные связи.

2. Поставили в приоритет семейные моральные и духовные принципы.

3. Освободились от ненужных связей и вредного влияния.

Пришло время большого разговора с сыном обо всем: о его настроении, проблемах, желаниях, мечтах. Главное в разговоре понять, есть ли еще возможность уговорить или заставить ребенка идти в школу, или уже нет. К сожалению, а может, и к счастью, так как наступила ясность в вопросе, в школу он уже идти не планирует. Сын не хочет быть плохим, не может уже терпеть бесконечные нравоучения.

-3

При этом пока он не осознает, что ему нужно обязательно меняться. Разговор переходит в стадию поиска альтернативы. В предложение подумать, что лучше: поменять школу или форму обучения. Одновременно пытаемся разобрать все известные нам аспекты этих вариантов.

В итоге ребенок делает уверенный и радостный выбор: в 6 классе учимся дома! Он воспрянул духом, засветился надеждой. И это психологическая победа. Первый раз за долгое-долгое время он САМ решает свою проблему. Сразу становится очевидным следствие из этого: его выбор, значит и его ответственность. Наконец-то никто не виноват, он активен, деятелен, обсуждает будущую учебу и ему это интересно! Мы спасены! Рестарт! Время новых возможностей и перспектив.

Конечно, надо обязательно признаться, что сначала к такому обучению должна быть готова семья. Точнее, тот член семьи, который будет директором, завучем, учителем и родителем в одном лице. У нас — это мама, то есть я. И передо мной встает много задач.

Надо оценить свою уверенность в успехе, достаточность своего образования, компетентность, настойчивость и последовательность. Понять, подойдет ли сыну такая форма обучения. Осознать, что это мне придется разобраться в учебных программах. И это я должна понять, сколько времени тратить на каждый предмет и как осваивать материал. Я даю ребенку образование.

-4

Теперь учеба займет у меня большую часть моего времени и ребенок всё время будет находиться дома. Надо организовать ему режим дня и с ним придется чаще общаться. Ведь у него резко снизится количество контактов.

В голове крутятся вопросы. Не возникнет ли проблема социализации? И проблема ли это вообще? Не переоцениваю ли свои силы? Понимаю ли, что большая часть нагрузки ляжет на меня? Обойдусь ли я без репетиторов и помощников? Понимаю ли, что мне некого будет винить? Понимаю ли, что папа в лучшем случае будет только соблюдать нейтралитет? Понимаю ли, что в неудачах буду виновата только я одна? Что буду подвергнута критике окружающих, семьи и даже, как потом оказалось, старших сыновей? Готова? Да, готова.

Ребенок вернулся в семью! Все-таки это лучшая социальная среда, чем среда случайно собранных в коллектив сверстников. Значит, второе — восстанавливаем спокойствие и дружбу с ребенком. Ну теперь как бы не растерять вдруг возникший энтузиазм!

Еще один плюс был неожиданно сформулирован педиатром: ну хоть болеть теперь не будете!

-5

Для поддержания энтузиазма вместе обсуждаем, чего мы достигнем, от чего избавимся, другие плюсы нашего выбора:

  • избавляемся от той самой первичной проблемы — «не вписались в школу»;
  • напрочь исчезает проблема незаполненного дневника, незаписанных домашних заданий, «потерянных» тетрадей;
  • появляется прозрачность процесса обучения, самооценка, самоконтроль, ответственность, самодисциплина;
  • не надо ничего доказывать и соответствовать ожиданиям школы, класса, друзей;
  • приступаем к самостоятельному, совместному с сыном, индивидуальному планированию обучения, учебных и каникулярных периодов, выбору количества и периодов текущих аттестаций;
  • и сами выбираем темп, инструменты и методы обучения.

В процессе обсуждения меня очень радует, что новизна освежила нас, наши отношения, нарисовала перспективу.

Сын стал очень активен, фонтанирует идеями, оживлен, многословен, деятелен. Начинает составлять расписание, мечтает, что больше будет проводить времени в спортивной школе и вечером не нужно будет делать домашних заданий! Ведь он все сделает днем! Он наконец-то не ставит меня перед выбором: если я пойду на тренировку, то не сделаю домашку. Он планирует успевать всё!

Автор: Марина Плющева

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться"

Читайте также статью автора:

Как это - учиться без школы? Наши удачи и ошибки.

Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал.

Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.