Я не хочу вдаваться в политику и комментировать тот политический и социальный хаос, что сейчас происходит в и без того настрадавшейся и сполна хватившей военного горя некогда Белорусской ССР.
В бывшей союзной республике, 28 лет назад ставшей суверенной и пограничной с Россией страной.
Сегодня я попытаюсь лишь вспомнить некоторые моменты истории екатеринбургского хоккейного клуба «Автомобилист», во всех его ипостасях, связанных именно с Белоруссией, с ее хоккейной школой и инфраструктурой.
Стартую же, пожалуй, с воспоминаний о двух незаурядных событиях, случившихся еще до появления на картах мира новых экс-советских государств.
Первое из них произошло в апреле 1981 года в минском Дворце спорта «Юность», где в матче за титул чемпиона Европы по хоккею среди юниоров (до 18 лет) сошлись лидеры и главные фавориты — сборные Чехословакии и Советского Союза.
Чтобы занять в Минске первое место, нашей команде было достаточно сыграть вничью, но совсем незадолго до финальной сирены она уступала Владимиру Ружичке и Ко со счетом 2:3. Ситуацию спасла только едва ли не последняя атака, одним из участников которой оказался и нападающий «Автомобилиста» Олег Старков. А вместе с ним золотые медали чемпионов континента из белорусской столицы увезли еще пятеро свердловчан — нападающие Алексей Анисимов, Леонид Трухно, защитники Сергей Горбунов, Андрей Мартемьянов и заканчивавший свою «звездную» карьеру опять же в минской «Юности» (только уже в хоккейном клубе) Илья Бякин.
Спустя 11 лет после «золотого» для советской сборной ЮЧЕ-1981, в белорусском Новополоцке проходил первый и, как оказалось, последний опять же юниорский чемпионат СНГ.
«Серебро» турнира, участвовали в котором лучшие хоккеисты уходящей в небытие страны 1975/1976 годов рождения, завоевал теперь уже екатеринбургский «Автомобилист». Цвета которого защищали, в том числе, и будущие игроки главной команды — защитники Александр Визгин и Дмитрий Устюжанин;
нападающие Игорь Гордиевский, Виталий Зыбин, Михаил Куличихин, Алексей Петухов и Станислав Чемоданов.
Любопытно, что в одном из решающих матчей уральцы, благодаря хет-трику Михаила Куличихина, обыграли 7:4 выступавшую в роли хозяина турнира и занявшую в итоге только третье место минскую «Юность».
А покопавшись в архивах, я вспомнила имена хоккеистов из Белоруссии, когда-либо выходивших на ледовые площадки в составе бывшего «Автомобилиста», летом 1997-го вновь переименованного уже в «Динамо-Энергию».
Причем начну с… тренеров. Точнее — с первого по счету специалиста, которого, несмотря на его российское происхождение и выступления не только в минском «Динамо», но и в Москве с Ригой, все равно называют еще и «выдающимся белорусским тренером». И с появления которого в Екатеринбурге, собственно, и началась хоккейная «экспансия» наших добрых соседей.
В столице Урала заслуженный тренер России и Белоруссии Владимир Крикунов, помогал которому известный в прошлом бомбардир новосибирской «Сибири» и минского «Динамо» Иван Кривоносов,
проработал три полных сезона (1996/1997—1998/1999), вернув Екатеринбургу право участия в элитном дивизионе российского хоккея.
Вот именно при нем, воспитаннике кирово-чепецкой «Олимпии» и бывшем защитнике сборной СССР, в клубе, прежде ориентировавшимся в основном на доморощенных игроков, и начали появляться чуть ли не в массовом порядке воспитанники и игроки хоккейных клубов тех же Минска и Новополоцка.
Первая селекционная «ласточка» главного тренера Крикунова — отыгравший в «Д-Э» сезон-1997/1998 опытнейший вратарь Леонид Фатиков. К слову, свой хоккейный путь этот участник дебютного матча национальной сборной Белоруссии начинал в родной Уфе.
А в следующем сезоне, когда екатеринбургские болельщики восторгались игрой первого звена «энергичных динамовцев», состоявшего исключительно из уроженцев города на Исети Алексея Булатова, Павла Дацюка
и Максима Краева, среди их одноклубников появились сразу шестеро игроков уже непосредственно из Белоруссии.
Ими, в частности, стали игравший прежде в московском «Динамо-2» молодой защитник Евгений Кривомаз,
перешедший из череповецкой «Северстали» на правах аренды его более опытный коллега по амплуа Александр Макрицкий, вернувшийся из Польши вице-чемпион мира в составе молодежной сборной СССР вратарь Алексей Щебланов,
а также трио нападающих — Андрей Андриевский,
Сергей Заделенов (оба прибыли из тюменского «Рубина»)
и приглашенный из челябинского «Мечела» Дмитрий Шульга.
По окончании победного для «Динамо-Энергии» чемпионата-1999, когда из Екатеринбурга уехали не только возглавивший казанский «Ак Барс» Владимир Крикунов и Иван Кривоносов, но и лидеры обороны Щебланов с Макрицким, места последних формально заняли отыгравшие лишь по одному сезону вратарь Сергей Шабанов
и нападающий Владимир Хайлак.
В январе 2001 года в «Динамо-Энергии» появился еще один специалист из Минска — уроженец Омска и первый главный тренер сборной Белоруссии Владимир Сафонов. Приход последнего, вероятно, и стал причиной появления в Екатеринбурге уже второй «волны» белорусских хоккеистов.
Помимо вернувшегося в Екатеринбург из той же Казани Щебланова, ряды команды также пополнили нападающий новополоцкого «Полимира» (де-юре воспитанник харьковского хоккея) Алексей Страхов
и форвард подольского «Витязя» Вадим Бекбулатов.
А вместе с коренным минчанином Бекбулатовым из Подольска в Екатеринбург перебрался и капитан первого состава сборной Белоруссии — также воспитанник «Салавата Юлаева» защитник Александр Алексеев.
Кроме того, из ХК «Минск» в «Д-Э» перешел вратарь Александр Зарудный, родившийся в украинском Северодонецке, но всю свою взрослую карьеру проведший в Белоруссии.
Чемпионат ПХЛ-2001/2002 Сафонов доработать до конца не успел, поскольку в начале апреля был уволен из-за неудовлетворительных турнирных результатов. Но именно при нем провели свои первые матчи, забросив в сумме почти четыре десятка шайб, белорусские нападающие Виталий Валуй,
Андрей Гусов
и связавший впоследствии с Екатеринбургом не только спортивную, но и личную судьбу Андрей Прима.
Кроме того, тогда же был установлен и новый рекорд по количеству представителей Белоруссии в уральском клубе — семь человек. Вместе с названными выше Валуем, Гусовым и Примой, за команду также играли их коллеги по атакующему амплуа Бекбулатов, Заделенов, Страхов и Шульга.
Кстати, пропал так называемый белорусский след в екатеринбургском хоккее только с завершением сезона-2002/2003, оказавшимся последним для перебравшихся в другие города Андрея Гусова, Сергея Заделенова и Дмитрия Шульги. А летом 2006-го прекратил существование и сам ХК «Динамо-Энергия» ( читай — «Автомобилист»).
Правда, его директор Герман Скоропупов спустя год вновь возглавил клуб под названием «Динамо». Из Минска.
Впрочем, это была уже совсем другая история…