Но сначала - лирическое отступление.
Откровенно говоря, работая в полиции, я не верил в то, что Верховный суд сможет признать экстремистской организацию "Таблиги джамаат". Смог. И, опрашивая "таблигов" из Оренбурга и соседнего города - Соль-Илецка, мы поняли почему. Слишком уж полярен для них мир, слишком уж много испытывают пренебрежения к тем, кто не верит вообще или не верит в их течение, родиной которого является Пакистан.
"Таблиги" - секта в исламе, они сами говорили нам, оперативным работникам, что не читают Коран - в трудах основателя организации, мол, всё прописано. Прописано там было как "обрабатывать" места компактного проживания мусульман, с какой периодичностью выходить, группы какой численности должны вести пропаганду и в течение скольки дней. Организация имела иерархию и своеобразную карьерную лестницу. А труды основателя, признанные экстремистскими ещё до самого движения, активно использовались ими в ходе проповедничества. Поездки в Пакистан, Индию и Бангладеш не прошли для наших земляков даром.
Сейчас "таблиги" живы и здоровы, только некоторые в колониях, а другие вынуждены придавать себе вид правильных и толерантных мусульман.
Я не знаю, какие материалы представили инициаторы запрета АУЕ в Верховный суд. Какая там у движения структура, где этот главный АУЕ-шник на воровском троне, кто держатель "общака" и кто главный вербовщик молодых неокрепших школьных умов? - это первые и логичные мысли.
"Таблиги" наши хотя бы как-то координировались более высокопоставленными единомышленниками-амирами из других регионов. Возможно, движение АУЕ запретили за некие материалы, возбуждающие ненависть или оправдывающие насилие в отношении полицейских. Я с такими сталкивался. В основном лозунги АУЕ, которые мне встречались, не резали глаз на предмет экстремизма.
Но я понимаю мотивированность этого решения ВС: много лет никто не знал, что делать с АУЕ. Как профилактировать? Как говорить с ребёнком, который вот эти вот все воровские звёзды понаразмещал? А прокуратуре что делать, кроме того, что вносить представление директору? А полиции что делать, кроме того, как мониторить соцсети? Административной ответственности подростков - не было. Привлекать к можно было только за общеуголовные преступления. А теперь-то - вроде как ого-го!
Но на самом деле - не "ого-го". Тут с реально опасными экстремистскими организациями тяжело доказать факт организации их деятельности (да, в Уголовном кодексе тоже тавтология). Так что школам впадать в истерику при обнаружении "АУЕ" на стене или звёзд на страничке не стоит. Я серьёзно - ну вот не вижу я перспектив у правоохранительных органов доказать существование ячейки АУЕ в учебном заведении. Это как школе нужно "запустить" учеников, чтобы не увидеть у себя под носом целую иерархию? Не представляю. А вот о чем стоит поволноваться педагогам - так это о том, что запретить запретили, а как профилактировать не объяснили.
Вот честно - лучше бы Генпрокуратура и пара министерств написали добротную методичку. Пойду поищу, вдруг где завалялась.
P.S. Даже события в Забайкальском крае, где субкультура АУЕ породила нечто вроде сетевой структуры с иерархией и серией преступлений - ну никак не тянут на экстремистские. И в этом случае искоренять нужно как раз идеологию, а не якобы экстремистские ячейки.