Найти тему

Так ли реальна зона? <Фильм Сталкер>

Сегодня я хотел бы рассказать о мире, показанной в фильме Андрея Тарковского "Сталкер" 1979 года. Причем я не буду сильно опираться на книгу "Пикник на обочине" братьев Стругацких, а буду рассматривать только образ Зоны своеобразно трактованный Тарковским. Однако некоторые мелкие моменты, которые нужны для полного построения картины и которые Тарковский упустил, или же не рассказал, я буду брать из книги. Скажу сразу, что статья не является обзором, тут не будет интересных фактов о съемках или же какие либо замечания по сценарию самого фильма. Моя цель лишь рассказать о показанном мире, о Зоне, о ее устройстве, аномалиях в ней и о необычных артефактах.

Предупреждение!

Тут будут спойлеры. Ну, предупрежден -значит вооружен. )

И так, стоит пояснить, что фильм очень философский, тяжелый и неоднозначный. К концу складывается неописуемое послевкусие как после просмотра какого-то артхауса. К чему я это? Да к тому, что картина снята так, что бы зритель постоянно спрашивал себя: было ли в Зоне что то не обычно и вообще, можно ли увиденные "чудеса" списать на случайность, фантазию героев или же просто хорошую ложь Сталкера? В том-то и дело, что фильм имеет две стороны взглядов и я, раз уж захотел поговорить о необычной стороне мира Зоны, буду рассматривать все с точки зрения принятия всех показанных чудес и аномалий.

Начну с главного- с предыстории. Зона (или Зона Посещения как ее еще называют) возникла после катаклизма из космоса. Вблизи города Ха́рмонт падает нечто, что люди списывают не то на метеорит, не то на корабль пришельцев, не то на обычный "мусор" выброшенный на обочине дороги некой высшей цивилизацией. После случившегося военные и ученые заинтересовались этим местом и ввели войска с научными группами, но в операции потерпели фиаско. Техника не то сожжена, не то уничтожена, люди не то погибли, не то пропали без вести.

Оставленная военная техника после первой попытки проникнуть в Зону
Оставленная военная техника после первой попытки проникнуть в Зону

Те несчастные жители города и близлежащих деревень, и другие люди, что по иронии судьбы не успели покинуть место до прихода военных, так же либо пропали, либо погибли.

Ввиду необъяснимых обстоятельств, и явно опасной местности, военные оцепили эту территорию, окружили ее кордоном с приказом "стрелять на поражение во всех, кто попытается проникнуть или покинуть территорию" и окрестили сие место Зоной.

Зона представляет собой частично городские руины, здание завода, карьер, пустынную равнинную местность и горы. Предположительно её площадь достигает десятки квадратных километров.

Ввиду опасности и непредсказуемости самого места и трудности в плане дороги туда и обратно появилась профессия сталкера (в последствии профессию сталкера я буду писать с маленькой буквы, а кличку героя Стлакера- с большой). Сталкеры- это наемные проводники, нелегальные исследователи Зоны. Их нанимают те, кто хочет проникнуть в Зону, поживиться необычными артефактами или же добраться до необычных мест.

Зона — это очень сложная система смертельных ловушек. Здесь не возвращаются тем же путём, которым шли. Здесь каждую минуту всё меняется. В Зоне не работают теоретические построения, полагаться следует только на интуицию. Зона принимает только потерявших надежду. <Сталкер>
Сталкер в исполнении Александра Кайдановского
Сталкер в исполнении Александра Кайдановского

Так чем же опасна сама зона и почему люди так охотно стремятся туда попасть или исследовать ее? Дело в том, что Зона не совсем просто "оцепленная территория", а некое живое, может даже разумное, природное существо. Оно существует по своим законам и своим правилам. Одних людей она пропускает и часто помогает, других ненавидит и всячески пытается убить. Ее поведение, как объясняет сам Сталкер, схоже с женщиной. Для кого то она капризна, для кого то люба, для кого то ведет себя как стерва. Предугадать поведение Зоны практически невозможно.

Самое удивительное, что проводники, часто посещавшие зону, меняются. Причем изменения затрагивают не только их психику или взгляды на мир, но и физические способности. Дети у сталкеров рождаются так называемыми мутантами. Люди их боятся и активно обходят стороной называя "Выродками Зоны". У самих же сталкеров чрезвычайно развиты рефлексы, интуиция и, возможно, какая-то сверхчувствительность. В фильме Сталкер не раз останавливался, всматривался молча вдаль и резко менял маршрут или же предлагал сделать привал.

Сталкер, Писатель и Профессор обнаруживают, что пришли в то же место, откуда они ушли. "Пространственно-временная ловушка".
Сталкер, Писатель и Профессор обнаруживают, что пришли в то же место, откуда они ушли. "Пространственно-временная ловушка".

Так что же представляли из себя эти "аномалии" и какие были показаны в фильме. Ну, самой безобидной, на мой взгляд, была "пространственно-временная ловушка". Эта аномалия представляла из себя проход через руины войдя в которые человек, в лучшем случае, возвращался туда, откуда пришел (даже если он никуда не сворачивал), а в худшем, потерялся в однообразных лабиринтах на долгое-долгое время. Дни в аномалии могли обернуться часами вне ее и наоборот.

Еще показанной "пространственно-временной ловушкой" можно назвать "дорога к исполнителю желаний". Она представляет из себя огромную комнату заполненную песком посередине которой находится колодец. В фильме четко показали, что ворона, пытавшаяся вылететь на поверхность, пропала в воздухе и повторила свой полет в том же направлении, а болт, кинутый Сталкером для проверки, начал медленно лететь и отскакивать от песков (это был единственный раз, когда в фильме использовали замедленную съемку поэтому я счел это на проделки аномалии). Один из путников Сталкера, Писатель, после выхода из мясорубки внезапно оказался посередине комнаты около колодца. Сталкер же предупреждал его никуда не ходить и ждать их у выхода, на что Профессор ничего не ответил...

Мясорубка- это более опасная аномалия, а по одному названию ясно, что она может сделать с человеком. Представляет из себя большой и длинный коридор по краям которого свисает нечто похожее на растительность и водоросли. У выхода имеет черную, медленно стекающую, безформенную массу. Предположительно это то, что осталось от неосторожных путников давным-давно.

Герои перед комнатой желаний
Герои перед комнатой желаний

Комната исполняющая желания- тоже своего рода аномалия. По словам самого Сталкера его друг, по кличке Дикобраз, однажды зашел в комнату и вернувшись из зоны стал сказочно богат. Однако после он уже не был счастлив, впал в сильную депрессию и, в конечном итоге, повесился. Как можно догадаться, комната не исполняет желания человека на прямую, а берет его самое сокровенное и скрытое желание.

Звонок по обесточенному телефону
Звонок по обесточенному телефону

Касаемо артефактов фильм много не показывает, хотя упоминает их довольно часто. Единственный необычный предмет, что я могу вспомнить, это Телефон. Когда герои останавливаются перед Исполнителем желаний и ведут ярую беседу и споры, в комнате внезапно звонит телефон. Писатель поднимает трубку и на эмоциях говорит, что это не клиника, однако потом до героев доходит, что здание давно обесточено, а телефон отключен от сети. В последствии Профессор даже смог дозвонится до института, где работает, и все это время Сталкер держал провод питания в руках. Явно необычная вещица.

Так что по итогу. Мир Зоны, показанный нам Тарковским, очень необычный и завораживающий. В нем есть как прекрасные пейзажи нетронутой человеком природы, так и опасные необъяснимые места. Не удивительно, что этот фильм, как и оригинальная книга, вдохновила многих писателей, режиссеров и игроделов на многие прекрасные работы и вселенный. Сам фильм же я рекомендую к просмотру дабы прикоснутся к тому небольшому кусочку фантастики советского кинематогрофа. Я надеюсь данная статья заинтересует вас на просмотр и прочтения этого произведения. Спасибо всем тем, кто дочитал до конца.