Американское правительство может засадить художника в тюрьму за созданную им картину или рисунок, на котором лицо, не достигшее 18 лет, изображается в сексуальной манере. В Германии — и даже в Канаде — можно получить приговор за использование свастики, если ее сочтут пропагандой нацизма, а не элементом одобренного исторического или художественного контекста.
Судить о художественных достоинствах работы обычно поручают какому-нибудь некомпетентному, невежественному и лицемерному судье либо присяжному. Недостаточная ясность и четкость, присущая этим законом, представляет собой серьезное нарушение свободы самовыражения. Наше общество больше озабочено защитой чувств и состоятельных корпоративных лицемеров, чем защитой права художников изображать то, что они выбирают.
Все дело в контексте. Вы можете каждый день видеть Гитлера на кабельном канале, транслирующем исторические передачи, или лицезреть не достигших половой зрелости девочек с обнаженной грудью, используемых для рекламы продукции Кельвина Кляйна в журналах, которые можно приобрести в любом киоске.
СМИ требуют всеобщего осуждения неофашизма, терроризма, совершенных на почве ненависти преступлений и, особенно, сексуального насилия над малолетними детьми. Однако СМИ всегда готовы раздуть сенсацию и эксплуатировать эти темы: вспомните ДжоБеннет Рамси, колумбайнскую бойню, бомбы в Оклахоме и Унабомбера. А художник, пишущий на эти часто всплывающие темы, может загреметь за решетку.
На первый взгляд может показаться, что за последние два десятилетия к “неприличному” и “оскорбительному” искусству стали относиться более терпимо. Ларри Флинта превознесли в заметной голливудской картине, а на судебном слушании по делу рэпперской группы 2 Live Crew присяжные спросили судью, могут ли они смеяться, слушая прошедшие цензуру тексты группы. Получили широкое распространение либеральные движения, такие, как движение за права геев. Изощренная порнография с фетишами и извращениями, в общем, стала более доступной публике, во многом благодаря появлению Интернета. Кажется, будто в обществе существует больше свободы самовыражения, чем когда-либо.
Вся беда в том, что это миф. Господствующая политкорректность развилась до новой разновидности пуританства. Есть идеи и явления, которые принято поддерживать, а есть те, которые принято осуждать. При чем идет заметный перекос первых над вторыми. Тот же, например, феминизм, который изначально боролся за права женщин, а теперь превратился в нечто радикально-нелепое, когда вместо равноправия теперь пытаются насадить противоположность патриархату — матриархат, который представляет собой не менее, если не более, бредовую идею.
В прошлом столетии многие художники посвятили себя борьбе за отмену сексуальных, социологических и религиозных запретов. Но как только эти художники стали приемлемой частью нашей экономики и культуры, их политическая бравада потеряла весь свой задор, а их послание теперь нужно отстаивать снова и снова.
Взять, к примеру, картины Блаллы Холманна, перевозка которых через границу привлекала довольно пристальное внимание сотрудников американской таможни. Один служащий, оскорбленный изображением маленькой девочки, писающей и испражняющейся у фонтана, закричал: «Смотрите! Здесь писающая девочка!», на что его напарники ответили: «Это же просто рисунок».
Карьеру Блалла начал в конце 1950-х, рисуя в стиле наив, а уже десятилетие спустя он стал персоной нон грата из-за приступа наркотического психоза, который случился с ним однажды, когда он преподавал искусство в Университете штата Калифорния в Сан-Франциско. После депортации его разочарование заметно усилилось.
Провозгласив себя “посланцем ненависти”, Блалла заявил, что «люди — это живые мешки, полные дерьма». Испытывая тошноту к перенаселению как средству, при помощи которого капитализм пополняет свое грязное богатство, Блалла пропагандировал сокращение размножения человека: «Срубите семейное дерево, ибо весь мир исчезает бесследно».
В своей ненависти к Третьему Рейху, Ватикану и Соединенным Штатам Блалла не делал разницы между ними. На его картинах крест и свастика заменяются символом доллара, который стал новым Богом, заставляющим саму землю вращаться. Выставка работ Блалы Холлманна в одном из музеев Баварии была закрыта из-за картины, изображающей Гельмута Коля, ведущим себя явно сексуальным образом. В честь празднования объединения Германии в 1990 году, Блалла нарисовал десять богохульных иллюстраций с Гитлером, чтобы убить в себе “внутреннего фашиста”.
Часто сравнивая религиозный катехизис и образование с совращением детей, Блалла считал, что история, фольклор, историческое наследие и христианство — это ложь, сфабрикованная для того, чтобы контролирующая ерунда существовала вечно.
Когда одиозного художника спросили, почему в его работах так много дерьма, он ответил: «Потому что всё — дерьмо… Пройдет еще немного времени, и духи у них будет рекламировать красивая модель, позирующая рядом с экскрементами».