Польша -как много в этом звуке для сердца русского слилось! Это конечно ирония, но в каждой шутке как говорится есть доля шутки. За более чем тысячелетнюю историю русско - польских взаимоотношений Польша и поляки стали неотъемлемой частью российской истории, да и что уж там говорить - российского мифа.
Официальным годом крещения князя Мешко I и началом христианизации польских земель по латинскому обряду считается 966 г. н.э. Через 22 года крещение принял князь Владимир и положил начало христианизации Руси по обряду восточному. Эти события на века зададут вектор взаимоотношений между двумя народами. Вряд ли кто то сейчас задумывается, но прими Владимир крещение из рук саксонских миссионеров, или же наоборот Мешко I из рук миссионеров византийских - и русские с поляками сейчас могли бы быть одним народом.
Но история не терпит сослагательных наклонений и по этому оглядываясь назад мы видим лишь череду нескончаемых военных конфликтов формирующих русско-польские взаимоотношения. Именно такой ретроспективный подход к восприятию друг друга, почему то до сих пор превалируют у поляков и русских. Что весьма странно для современного мира. Ведь среднестатистический русский не пытается своему коллеге татарину припомнить вторжение Батыя и многовековое иго. Так же как и татарин русскому - взятие Казани, или Искера.
Так давайте отринем предрассудки и взглянем на польское государство беспристрастным взглядом. "Долгий XIX век" начался как известно с французской революции, но три раздела Речи Посполитой для Восточной Европы были гораздо более яркими событиями того времени. Последний раз блеснув при Яне Собеском в великой битве под Веной, шляхетская республика начала свой медленный но верный путь к бесславному концу.
По иронии судьбы, спасенная тогда войском республики империя Габсбургов, через сто лет окажется в числе тех кто подпишет приговор польской государственности. На момент первого раздела республика уже давно представляла собой печальное зрелище, существующее во многом только благодаря заветам Петра Великого, желавшего иметь Польшу в качестве независимой державы, являющейся буфером на западных рубежах империи, через который на запад могли бы спокойно проходить русские войска и наоборот, при необходимости встречать там "гостей" с запада. К такому упадку привели так идеализируемые многими поляками шляхетские вольности ( и в первую очередь право на " Liberum veto " ) и бесконечные рокоши (опять же абсолютно правовые в рамках шляхетской демократии). Генрик Сенкевич воспевший в своей трилогии "Золотой век" Речи Посполитой с горечью указывает на это в "Потопе". Помимо прочего, отличительной чертой республики являлся сарматизм, противопоставлявший шляхту (как якобы потомков индо-иранских кочевников поздней античности) и все остальное, в основном славянское и литовское (жмудинское) население. Вопреки расхожему мнению Польша в период расцвета республики (до восстания Хмельницкого и последовавшими за ним войнами с Россией и Швецией) была одним из самых веротерпимых государств Европы. В шляхетское сословие по мимо католиков входили и православные и протестанты и даже мусульмане. То есть Речь Посполитая времен Иеремии Вишневецкого была государством наднациональным и для условного магната ( даже если он и был к примеру кальвинистом) крепостной поляк и крепостной белорус, были одинаковым "быдлом" в независимости от этнической принадлежности и вероисповедания. Но все изменилось после казачьих войн Хмельницкого, тринадцатилетней русско-польской войны, и "Шведского потопа". Как православное население (в массе своей поддержавшее Хмельницкого и русское вторжение), так и кальвинистов (в лице Януша Радзивилла поддержавших шведов) католическое большинство стало ассоциировать с предателями отечества. И так как значительная часть православной шляхты и большая часть запорожского казачества перешли в русское подданство, православное население практически лишилось своей протекции на элитарном и просто силовом уровне. Что же касается относительно немногочисленных кальвинистов, то с дискредитацией кейданских Радзивиллов (и смертью старшего из них - Януша), они так же остались беззащитны перед лицом католической шляхты. Весь последующий век вплоть до конца своего существования, Речь Посполитая будет последовательно усиливать давление на диссидентов (иноверцев) что косвенным образом и приведет к ее падению. В 1768 г. русский посол в Речи Посполитой Николай Васильевич Репнин добивается от сейма уравнения прав диссидентов и католиков. Ответом на это послужило создание в подольском городе Бар католической конфедерации направленной против диссидентов, короля Станислава-Августа Понятовского и носящая ярко выраженный антироссийский характер. Прямые столкновения конфедератов с русской армией, а так же вступление в войну Турции (на стороне конфедерации) приведут в конечном итоге к первому разделу Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией. В скором времени произойдут еще два раздела, после последнего из которых, в 1795 г. польско-литовское государство прекратит свое существование. По иронии судьбы это время совпало с началом формирования польской нации (в современном смысле этого слова ). Именно тогда в в патриотических кругах польской элиты начали звучать идеи не просто о гражданском равенстве крестьян и шляхты, но и о том что католическая шляхта и католические крестьяне один народ. Участник американской революции Тадеуш Костюшко и вовсе выдвигал по тем временам революционные идеи, о том что и евреи с униатами должны быть уравнены в правах с поляками.
Но времени на национальные реформы уже совсем не было. После поражения восстания Костюшко Речь Посполитая окончательно прекратила свое существование и последующее столетие польское этническое самосознание будет формироваться под влиянием непрекращающейся национально -освободительной борьбы.
Продолжение в следующей части.