Представляю вашему вниманию художественную обработку исторических фактов о конкурентной борьбе Мессершмидта за заказ Люфтваффе. Если кому то нужно более сжато можете прочитать тут.
Интервью с конструктором.
Полумрак бара едва разгоняли два тусклых светильника, скрывая размеры помещения и создавая причудливые тени по углам. В воздухе витали запахи крепкого кофе и хорошего алкоголя.
- Тебе как обычно? - раздался голос бармена.
- Со вчерашнего дня ничего не изменилось, - дружелюбно улыбнулся я.
- Ну мало ли, может не то настроение.
Настроение было у меня просто прекрасным. Я ждал конструктора, самолет которого покорил небо Европы. Вильгельм Эмиль Мессершмитт, человек не побоявшийся внедрять новое, не смотря на сопротивление окружения.
За мыслями я не заметил как рядом со мной опустился на стул человек лет сорока. Его лицо было серым от усталости, но глаза выдавали упорство и цепкий ум.
- Вильгельм?
- Да. Это с тобой просил поговорить Арн?
- Со мной. Вы с полигона? Как продвигается разработка следующей модификации?
- С него. Разработка продвигается. Получили прототип нового двигателя. Шайзен! Какой же он тяжелый. Ось вращения вала задрана, придется модифицировать стойки. Люфтваффе требует скорости и мы ее дадим. Чего бы нам это не стоило! - заговорил собеседник, сначала вяло, но с каждым словом все распаляясь.
- Но конструкция...
- К дьяволу конструкцию! Ни слова больше! Мне хватает разговоров об этом, когда я стараюсь переубедить этих твердолобых ослов из моего конструкторского.
- Хорошо, хорошо, - поднял я руки в примиряющем жесте, - давайте о другом. Расскажите, как все начиналось?
Бармен предупредительно поставил кружки передо мной и моим собеседником.
- Как все начиналось, - отхлебнул Вильгельм из кружки, постепенно успокаиваясь, - В начале 34-го, правительство объявило конкурс...
Глаза главного конструктора затуманились, возвращая его в прошлое.
- Всего, кроме меня, заявки подало еще три претендента. Хотя реальные опасения вызывал только один - фирма Эрика Хенкеля. Братья Гюнтер, со своими идеями, могли составить достойную конкуренцию. Но, обо всем по порядку.
Основное требования заказчика было следующим: необходимо разработать цельнометаллический истребитель на базе силовой установки Jumo 210 и крейсерской скоростью не менее 450 км/ч.
Авиастроительная компания "Арадо", одной из первых подала заявку. Не хотел бы я оказаться на месте Вальтера Ретеля - конструктора возглавившего проект Аr 80.
Только представь, компания десятилетиями выпускавшая боевую авиацию, оказывается связанной по рукам и ногам Версальским договором. Долгое время со стапелей не сходит ни одного воздушного судна для нужд армии. Теряются навыки и компетенции. Устаревают знания и наработки в области аэродинамики. В таких условиях "Арадо" подала заявку.
Вальтер решил использовать уже проверенные на предыдущих моделях решения. Но, к сожалению, уже не отвечающие современным требованиям. Его выбор остановился на схеме "Биплан", с крылом формы "Обратная чайка". Шасси, как и на предыдущих моделях этой фирмы, решили сделать не убирающимися.
Как я и предполагал, на испытаниях ни Ролле Ройс "Кестрел", ни Jumo 210 не смогли разогнать самолет быстрее 412 км/ч. при высоте в 4000м.
Моим следующим конкурентом было детище Курта Танка - Fw159. Курт решил, что пилоту крайне необходим обзор нижней полусферы, по этому была выбрана схема крыла "парасоль"(ходили слухи, что именно заказчик продавил такую компоновку, но подтверждения у меня нет.) Конструкцию самого крыла, не долго думая, позаимствовали у ранее разработанных бипланов. Прочность крыла обеспечивалась мощными подкосами, что не добавляло аэродинамики.
Шасси Fw159 достойны отдельного рассказа. - Мессершмитт усмехнулся, - Они убирались в два этапа. На первом - стойки убирались во фюзеляж, сгибанием назад. Вторым этапом шло поднятие всего механизма вверх. Очень спорное и сложное решение, но должен отметить, в процессе всех испытаний, как ни странно, механизм ни разу не подвел.
Испытания показали ошибочность решений, принятых при компоновке. Несовершенство крыла и массивность подкосов не позволило преодолеть рубеж в 385 км/ч. Так же у комиссии возникли опасения в долговечности механизма шасси на неровных фронтовых аэродромах.
Главным моим соперником был, конечно же, He-112 от компании Хенкеля. Да, эти господа знали толк в авиастроении! Конечно и они не могли сопротивляться моде на форму крыла "обратная чайка", но смогли практично ее использовать. Благодаря такой форме удалось существенно укоротить стойки шасси, тем самым увеличивая их прочность. Сами шасси убирались поворотом наружу, в консоли.
Конструкторы Хенкеля существенно обошли конкурентов в области аэродинамики крыльев. Достигнув, минимального лобового сопротивления при заданном коэффициенте подъемной силы за счет использования, фактически, эллиптической формы.
На испытаниях самолет показал выдающиеся скоростные характеристики. С двигателем Jumo 210Еа в 670 л.с. он смог разогнаться до 510 км/ч на высоте 4700 м. Комиссия не прошла мимо ширины колеи шасси, что позволило бы уверенно эксплуатировать модель на неровных аэродромах.
Обратной стороной стал недопустимо большой взлетный вес и сложность конструкции при серийном производстве. Именно сложность производства, а как следствие стоимость, послужило решающим фактором повлекшим отказ от He-112.
Стране нужны были простые в изготовлении, надежные и массовые истребители.
Как вы думаете, может зря отказалась Германия от проекта братьев Гюнтер?
Подписывайтесь на КВМ, канал в Telegram и чат для дискуссий на близкие темы.