Найти тему
блог Шумовского

Вырезаем шум, повышаем качество записи. iZotope Voice De-noise

В прошлый раз мы говорили о том как дёшево и сердито можно начать записывать песни, но при этом столкнуться с лишним шумом, сегодня я расскажу как минимизировать эту неприятность.

Плагинов для подавления шума много, но у всех один принцип работы, может быть есть какая то разница в алгоритмах обработки, но интерфейс везде похож, поэтому не важно на каком из них тренироваться, нужно просто понимать как они устроены.

Для экспериментов возьмём iZotope RX 7 Voice De-noise, со своей работой он справляется отлично + есть некоторые свои фичи.

Диалоговое окно Voice De-noise
Диалоговое окно Voice De-noise

Есть версия в виде плагина, есть в составе отдельной программы iZotope RX 7 - это целый комплекс для реставрации звука, разберём его подробно в другой статье.

Итак, для работы денойза нужно записать немного тишины, где будет слышно только шум, если дорожка уже была записана до этого и тишины на ней нет, то это не проблема - можно найти нужный фрагмент где-то между словами, но для более качественного результата лучше всё-же записать образец.

Находим подходящий фрагмент тишины, где нет вздохов, стуков, шелеста и прочих признаков присутствия живых существ, только равномерный фоновый шум. Нажимаем кнопку learn и воспроизводим эту область, 1-2 секунды достаточно. После этого плагин будет знать как звучит лишняя информация и сможет её заглушить. Если learn не нажимается, нужно убрать галочку с adaptive mode - это режим при котором денойз автоматически распознаёт шум, иногда он может быть полезен.

образец шума
образец шума

Выставляем reduction на средние значения, к нему мы вернёмся позже. Сейчас нам нужен threshold - это порог срабатывания плагина, при минимальном значении сигнал не будет обрабатываться, при максимальном будет обработано всё, не только шум, но и полезный сигнал. Чтобы найти золотую середину выставляем threshold на минимум, включаем цикличное воспроизведение нашего образца и постепенно поднимаем уровень threshold до тех пор пока шум не пропадёт, не стоит слишком задирать threshold, да грязь он вырежет, но при этом пострадает полезная информация и голос будет звучать мутно.

Теперь выбираем любое место с голосом, желательно там где он звучит тише и проверяем на наличие шума и мути. Кнопка bypass останавливает работу плагина, она нужна для того чтобы можно было сравнить звук до и после обработки.

Voice De-noise в действии,
Voice De-noise в действии,

Reduction - это уровень обработки сигнала, чем сильней значение - тем сильней он будет обработан и тем больше шансов превратить голос в унылую пластиковую муть и в то же время - слабые значения не дадут нам никаких результатов. Поэтому включаем фрагмент с голосом на повтор и постепенно поднимая уровень reduction с нуля находим то значение при котором шума уже не будет, а голос ещё не потеряет яркости.

На этом основная работа с плагином окончена, разберёмся теперь с опциями:

  • Optimize for:

Dialogue - как понятно из названия, это режим больше подходит для записаного разговора

Music - для обработки спетого вокала

  • Filter type:

Surgical - удаляет большую часть шумов, но при этом может оставлять артефакты

Gentle - более мягкий режим, но он не удаляет шипение на высоких частотах

В любом случае нужно слушать и выбирать самые подходящие варианты для обработки, это касается как режимов оптимизации так и выбора фильтра.

На графике с эквалайзером можно подстроить кривую обработки, если в каких то местах плагин не достаточно сильно срабатывает (или наоборот).

adaptive mode - как сказано ранее это автоматическое распознавание шума и подстройка threshold , он может быть полезен в том случае когда уровень шума меняется, не советую использовать при обычной записи, когда микрофон не меняет гео локацию.

Не обязательно записывать образец шума и настраивать денойз каждый раз, можно сохранить настройки и использовать их до тех пор пока не поменяются условия записи.

Шумоподавляющие плагины это как таблетка аспирина при головной боли, возможно они не решат проблему полностью, но для простых ребят они необходимы. Работа над качеством звучания на этом не заканчивается, далее идёт эквализация с вырезанием противных частот (поговорим об этом в следующей статье), компрессия, обогащение спектра и всякие другие приколы саунд маньяков, так что нам ещё будет что обсудить. Задавай вопросы в комментариях, вноси предложения, ставь лайк и подписывайся на канал чтобы не пропустить что-то полезное.

Валерий Шумовский