16 августа 1954 года родился Джеймс Кэмерон, подаривший нам «Титаник», двух «Терминаторов» и «Аватар».
У Кэмерона, как режиссера, в отличие от большинства коллег по цеху, сравнительно немного фильмов. Художественных полнометражных картин у него восемь. Да, есть много фильмов, где он автор сценария, сорежиссер, продюсер, но я говорю о фильмах, которые, скажем так, целиком его. При этом шесть из восьми картин стали кассовыми хитами и обрели культовую славу. Лишь дебютная полнометражна лента «Пиранья 2: Нерест» является общепризнанным провалом. Не смогла окупиться в прокате «Бездна», но картину многие ценят и любят, а также в ней была применена технология, позволившая позже создать образ Т-1000 на экране.
«Пиранья 2»: история забытого дебюта Джеймса Кэмерона
Мне бы хотелось вспомнить про начало творческого пути Кэмерона, но речь пойдет не об уже упомянутом ужастике «Пиранья 2» (хотя об этом фильме тоже скоро будет подробная заметка), а о короткометражке «Ксеногенезис», снятой режиссером в 1978 году. На тот момент Кэмерон бросил учебу на физическом факультете Калифорнийского университета и работал водителем грузовика.
Джеймс Кэмерон: детство, юность и жизнь до кино
Продолжительность фильма всего 12 минут, а приблизительный бюджет 20 тыс. $. В хорошем качестве его, увы, не найти, но на Ютубе он все же есть (и даже в русской озвучке).
Фильм задумывался Кэмероном как демонстрационный ролик, который начинающий режиссер хотел использовать для привлечения инвесторов к созданию на его основе полнометражного фильма. С фильмов не срослось, но внимание Кэмерон к себе привлек. Во-первых, продюсер Чак Комински привлек Кэмерона для работы над фильмом «Битва за пределами звезд» (1980) в качестве специалиста по сцеэффектам. Во-вторых, Кэмерону удалось получить должность режиссера на проекте «Пираньи 2». Так что же представляет из себя первая картина режиссера?
Источником вдохновения для создания «Ксеногенезиса» принято считать «Космическую одиссею 2001» и «Звездные войны». Также сюда стоит добавить «Ясон и аргонавты» (1963) и «Таинственный остров» (1961) - два фильма знаменитого Рэя Хэррихаузена, мастера по визуальным эффектам, основанных на покадровой анимации. Из этих картин Кэмерон позаимствовал музыку Бернарда Херрмана.
Сюжет «Ксеногенезиса» не имеет большого значения. Все происходящее на экране напоминает сцену, взятую из какого-то полнометражного фильма или сериала. Если в двух словах, то речь идет о киборге Радже (Уильям Вишер мл.) и женщине Лори (Маргарет Андиэл), которые, занимаясь в космосе поиском места пригодного для жизни, прибывают на огромный космический корабль. Происхождение корабля неизвестно, а населяют его, судя по всему, лишь огромные роботы. С одним таким роботом и столкнулись наши герои.
Главное в «Ксеногенезисе» - это зачатки идей, полноценное воплощение которых мы найдем в культовых картинах Кэмерона: дилогии «Терминатор», «Чужих» и «Аватаре». Так, фильм начинается со вступительных титров, стиль которых позже будет доработан и использован в первом «Терминаторе». Также, во время вступления, когда нам показывают красочные картинки в стиле киберпанка, где мы видим изображение киборга с оголенной металлической рукой. Становится ясно, что именно тогда Кэмерон и задумал свою историю про войну машин и людей.
Но лучшее подтверждение моих слов, конечно, это появляющийся в кадре высоченный робот-танк (или робот-уборщик), модифицированную версию которого мы увидим в сценах ужасного будущего из «Терминатора». Стоит отметить, что Кэмерон изначально тяготел именно к футуристической фантастике, однако во многом из-за бюджетных ограничений был вынужден перенести в «Терминаторе» основное действие в наше время, а показ будущего ограничил относительно непродолжительными (хотя и запоминающимися) сценами воспоминаний Кайла Риза. Впрочем, этот тот случай, когда вынужденная экономия пошла на пользу, заставив режиссера придумать крутую историю с перемещением во времени.
Но главное, «Ксеногенезис» позволил Кэмерону сработаться с людьми, с которыми он продолжил сотрудничество в своей дальнейшей карьере.
Например, «Терминатор» получил от «Ксеногенезиса» Уильяма Вишера, который вместе с Кэмероном написал сценарии для двух фильмов дилогии, а также сыграл в обоих фильмах небольшие роли. В первой части он сыграл патрульного полицейского, а во второй – фотографа в торговом центре.
Сценарист «Ксеногенезиса» Рэндалл Фрэйкс в соавторстве с Уильямом Вишером стал автором двух романов, написанных по сценариям «Терминаторов». Также Фрэйкс работал над «Чужими» (в качестве специалиста по спецэффектам) и «Правдивой ложью» (сценарист).
Из интервью Фрэйкса:
Мы с ним (Кэмероном - прим. авт.) хотели сделать что-то более амбициозное, чтобы попасть в киноиндустрию.
У нашего общего друга была студия звукозаписи, и с ним познакомилась одна гаражная группа, желавшая записаться. Отец лидера группы был финансовым консультантом группы дантистов округа Ориндж (Калифорния). Его сын рассказал отцу о Джиме (Кэмероне, прим. авт.) и обо мне, и нам предложили прийти и попросить финансирование. Мы так и сделали, у них как раз оставались 17 тыс. $, которые срочно нужно было во что-то вложить в налоговых целях. В общем, мы оказались в нужном месте в нужное время.
Мы решили снимать короткометражку на 35 мм (…) Используя методы покадровой анимации, мы сделали короткометражку, иллюстрирующую одну сцену из первого сценария, над которым мы с Джимом работали вместе - «Ксеногнезис», основанный на моем рассказе «Я содрогаюсь в лимбе» (I Wince in Limbo).
Собственно говоря, именно этот рассказ и познакомил Кэмерона и Фрэйкса.
Со слов Фрэйкса, его рассказ - это грустная история о человеке, который так сильно влюблен в женщину, что прячется на космическом крейсере, который ведет столетнее путешествие в поисках планеты для колонизации. Его возлюбленная находится на этом корабле в состоянии сна, а он может лишь наблюдать за ней, при этом постепенно старея. Компьютер сбивается с курса и корабль садится на более близкой планете. Женщина выходит из состояния сна. Она нисколько не постарела, а мужчина умирает у нее на руках.
Во время написания рассказа Фрэйкс встречался с девушкой, которая училась вместе с Кэмероном. Через девушку они и познакомились.
«Вот идет этот бородатый чувак, похожий на викинга, с моей девушкой через двор. Она знакомит меня, и я сразу понимаю две вещи: этот парень гений,и мы с ним подружимся. Так и случилось», - вспоминал Фрэйкс
Фрэйкс отмечал, что у него с Кэмероном во многом совпадали взгляды, но все же между ними была разница. Кэмерон, со слов Фрэйкса, всегда был более целеустремленным, смотрел на жизнь, как на борьбу. Очевидно, именно эти качества и позволили режиссеру взлететь так высоко.
Успех вышедшего в 1984 году «Терминатора» позволил Кэмерону получить бОльшие деньги на последующие проекты, что помогло в реализации других идей, которые есть в «Ксеногенезисе». В «Чужих», вышедших в 1986 году, мы видим битву Эллен Рипли с Королевой Чужих, в ходе которой используется здоровенный робот-погрузчик. Эта сцена перекликается с «Ксеногенезисом», где есть сражение робота, которым управляет Лори, с роботом-танком. И даже развязки обеих сцен похожи.
И, конечно же, воплотить свою давнюю мечту о полноценном сражении, в котором участвуют большие боевые роботы, в полной мере Кэмерон смог в «Аватаре». Помимо упомянутых выше картин, после просмотра «Ксеногенезиса» становится ясен интерес Кэмерона к «Боевому ангелу Алите».
Сейчас режиссер плотно занят созданием сразу нескольких продолжений «Аватара», пожелаем ему в этом удачи!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Джеймс Кэмерон: детство, юность и жизнь до кино
«Пиранья 2»: история забытого дебюта Джеймса Кэмерона
Неснятые фильмы Джеймса Кэмерона
Кэмерон и Шварценеггер: совместные нереализованные проекты
Почему на самом деле Кэмерон не снял «Терминатор 3»
Ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!