Найти в Дзене

Что такое прощение, и как научиться прощать?

Почти все мы носим в себе какие-то неизжитые обиды.
Они дремлют где-то в дебрях сознания, плавают в глубинах души, как глубоководные змеи – и наши души так часто бывают отравлены ядом этих змей. Вытащить их из сердца бывает сложно, потому что непрощение относится к тем грехам, которые очень трудно увидеть.

Почти все мы носим в себе какие-то неизжитые обиды.

Они дремлют где-то в дебрях сознания, плавают в глубинах души, как глубоководные змеи – и наши души так часто бывают отравлены ядом этих змей. Вытащить их из сердца бывает сложно, потому что непрощение относится к тем грехам, которые очень трудно увидеть.

Есть грехи, которые легко увидеть в самом себе. Например, чревоугодие, блуд, гнев, лень (правда, все равно нам бывает легче видеть чужие грехи, чем свои - после грехопадения мы так стали устроены). Но
такие грехи, как гордость, зависть, непрощение – увидеть в себе труднее. Они как самолеты-невидимки, их часто не ловят радары нашего сознания...

Митрополит Антоний Сурожский однажды сказал о прощении интересную вещь:
«прошлое не проходит». Прошлое останется для нас настоящим, пока оно не изжито. Для этого необходимо покаяние грешника и прощение от его жертвы.

Вообще в любом конфликте обе стороны чаще всего являются и жертвами друг друга, и грешниками по отношению друг к другу. Хотя, обычно есть локомотив конфликта, кто-то один всегда виноват больше.

Прошлое не проходит, и простить - не значит забыть. Да это и невозможно. Надо помнить – но не со злопамятством, а с вниманием к тому, что отныне в наших отношениях с человеком есть какая-то трещина, какая-то возможность ссоры. Есть то, что надо покрывать молчанием, деликатно обходить стороной.

Если говорить о прощении как о чем-то таком, что меняет жизнь, то простить - значит полностью изжить обиду в себе. И это не дело одного мгновения, когда мы произносим: «прощаю». Прощение начинается в глубине ссоры, а не тогда, когда все позади.
Прощение – долгий процесс, мучительная борьба, иногда даже дело всей жизни. Наверное, начало этого пути – в желании простить.

А если поставить вопрос совсем по-другому: что значит быть прощенным? Мы чаще всего по своему эгоизму думаем только о себе - о том, как бы нам простить. Но вот не менее важный вопрос: если меня простили, что это значит?

Митрополит Антоний предлагает такой ответ: "это всегда значит, что кто-то тебя достаточно полюбил, чтобы взять на себя твой грех и изжить его в себе. Поэтому мы должны быть готовы смириться, принять это целительное унижение. И только если мы можем его принять всем сердцем, всем сознанием своим, мы можем быть исцелены".

Получается, простить - значит принять "целительное унижение". Знаем ли мы, что это такое?

Не знаем, скорее всего. Но Бог может научить. Прощение - дар Божий. Это не то, что от человека. От человека - желание простить, от Бога - дар прощения. И "целительное унижение" прощения связано с добродетелью смирения, которую также дарует лишь Госполь, потому что только Он смирен.

___________________________________

А как вы считаете: что такое прощение, и как научиться прощать?