Портрет Анны Николаевны калмычки. 1767 г. Аргунов И.П.
Калмычка Аннушка (Анна Николаевна) (1758 ?- 1799 ?) была любимой воспитанницей графини Варвары Алексеевны Шереметевой.
Воспитание в дворянской семье маленьких калмычат становится своеобразной «модой» с середины XVIII века, обусловленной политикой царского правительства по присоединению Калмыкии к России. Положение и обязанности калмыков в дворянском доме определялись благодетелями – их брали в необременительное услужение или определяли компаньонами, чаще всего, к хозяйке дома. Мода брать к себе в услужение калмычат являлась нормальной для XVIII века, что было связано с вниманием к ним со стороны императорского двора, желавшего добиться полного присоединения калмыков к России. Калмыцких детей часто прихватывали с собой казаки, приезжая из далёких степей в столицу и дарили царице и её приближенным, как, например, рыбу, икру, кибитки, лошадей. Попадая в русские семьи, девочки-калмычки получали русские имена, но обычно их называли просто, "калмычка графини такой-то". Например, Аннушке на письме указывали адрес: "Петербург. Анне Николаевне, калмычке графини Шереметевой".
Портрет Аннушки Иван Аргунов написал в 1767 году в связи со смертью графини Варвары Алексеевны Шереметевой. Видимо, желая увековечить ее память, Петр Борисович Шереметев заказал своему крепостному художнику портрет ее любимой калмычки-воспитанницы, в образе которой он хотел прославить воспитательную и благотворительную деятельность своей жены. Калмычка держит в руках гравированный портрет своей хозяйки, демонстрируя его зрителю.
В портрете Аннушки Иван Аргунов передал обаяние её детской непосредственности, общительный и живой характер и правдиво, без экзотики, показал национальное своеобразие её облика. Портрет калмычки написан с большой любовью и вниманием художника к модели, искренностью и теплотой. Видимо, Аннушка была в числе ближайших друзей художника. Смуглое личико, жгучие, живые, раскосые, чёрные глаза миндалевидного разреза, по-восточному приподнятые к вискам. Детское очарование передано в чистых очертаниях лба, в рисунке бровей, в нежном овале лица с пухлыми щеками и ямочками в уголках губ. Девочка одета в нарядное красное платьице, украшенное кружевами и кружевной чепец с голубыми бантами. На смуглой ручке - браслет из коричневых бархоток. В ушах серёжки.
Исследователи творчества Аргунова называют «Портрет калмычки Аннушки» самым пленительным произведением, жемчужиной его творчества.
«Портрет калмычки Аннушки» со дня написания ни разу не покидал усадьбы Кусково. Картина экспонируется в одном зале с портретами родных детей Шереметевых. Аннушка была всеобщей любимицей. До наших дней сохранились письма к ней графини Варвары Алексеевны, графа Петра Шереметева. По этой переписке видно, сколько тепла и заботы испытывали к ней ее покровители.
После смерти графини Варвары Алексеевны, заботу о ней принял граф Петр Шереметев. После его кончины Аннушку заботливо опекал их сын Николай. По его благословению Анна удачно вышла замуж за дворянина Петра Фатьянова. В замужестве имела двоих детей, которых назвала в честь своих покровителей Варварой и Петром.
В течение двух с половиной веков образ калмычки Аннушки привлекает к себе большое внимание, не оставляя никого равнодушным.