Найти тему
Усадьба Кусково

Портрет калмычки Анны Николаевны кисти Ивана Аргунова

Портрет Анны Николаевны калмычки. 1767 г. Аргунов И.П.
Портрет Анны Николаевны калмычки. 1767 г. Аргунов И.П.

Портрет Анны Николаевны калмычки. 1767 г. Аргунов И.П.

Калмычка Аннушка (Анна Николаевна) (1758 ?- 1799 ?) была любимой воспитанницей графини Варвары Алексеевны Шереметевой.

Воспитание в дворянской семье маленьких калмычат становится своеобразной «модой» с середины XVIII века, обусловленной политикой царского правительства по присоединению Калмыкии к России. Положение и обязанности калмыков в дворянском доме определялись благодетелями – их брали в необременительное услужение или определяли компаньонами, чаще всего, к хозяйке дома. Мода брать к себе в услужение калмычат являлась нормальной для XVIII века, что было связано с вниманием к ним со стороны императорского двора, желавшего добиться полного присоединения калмыков к России. Калмыцких детей часто прихватывали с собой казаки, приезжая из далёких степей в столицу и дарили царице и её приближенным, как, например, рыбу, икру, кибитки, лошадей. Попадая в русские семьи, девочки-калмычки получали русские имена, но обычно их называли просто, "калмычка графини такой-то". Например, Аннушке на письме указывали адрес: "Петербург. Анне Николаевне, калмычке графини Шереметевой".

Портрет Аннушки Иван Аргунов написал в 1767 году в связи со смертью графини Варвары Алексеевны Шереметевой. Видимо, желая увековечить ее память, Петр Борисович Шереметев заказал своему крепостному художнику портрет ее любимой калмычки-воспитанницы, в образе которой он хотел прославить воспитательную и благотворительную деятельность своей жены. Калмычка держит в руках гравированный портрет своей хозяйки, демонстрируя его зрителю.

В портрете Аннушки Иван Аргунов передал обаяние её детской непосредственности, общительный и живой характер и правдиво, без экзотики, показал национальное своеобразие её облика. Портрет калмычки написан с большой любовью и вниманием художника к модели, искренностью и теплотой. Видимо, Аннушка была в числе ближайших друзей художника. Смуглое личико, жгучие, живые, раскосые, чёрные глаза миндалевидного разреза, по-восточному приподнятые к вискам. Детское очарование передано в чистых очертаниях лба, в рисунке бровей, в нежном овале лица с пухлыми щеками и ямочками в уголках губ. Девочка одета в нарядное красное платьице, украшенное кружевами и кружевной чепец с голубыми бантами. На смуглой ручке - браслет из коричневых бархоток. В ушах серёжки.

Исследователи творчества Аргунова называют «Портрет калмычки Аннушки» самым пленительным произведением, жемчужиной его творчества.

«Портрет калмычки Аннушки» со дня написания ни разу не покидал усадьбы Кусково. Картина экспонируется в одном зале с портретами родных детей Шереметевых. Аннушка была всеобщей любимицей. До наших дней сохранились письма к ней графини Варвары Алексеевны, графа Петра Шереметева. По этой переписке видно, сколько тепла и заботы испытывали к ней ее покровители.

После смерти графини Варвары Алексеевны, заботу о ней принял граф Петр Шереметев. После его кончины Аннушку заботливо опекал их сын Николай. По его благословению Анна удачно вышла замуж за дворянина Петра Фатьянова. В замужестве имела двоих детей, которых назвала в честь своих покровителей Варварой и Петром.

В течение двух с половиной веков образ калмычки Аннушки привлекает к себе большое внимание, не оставляя никого равнодушным.