Найти тему

Как и от чего домовладельцы защищали арки?

Замечали ли вы когда-нибудь гранитные или чугунные столбики при въезде в арку? Это колёсоотбойные тумбы, предназначенные для защиты углов зданий. Что это такое, откуда это пришло к нам и где искать яркие примеры?

Дело в том, что оси колес выступали за основные габариты въезжающих во двор карет и повозок, ударялись на скорости об углы и портили их. А на треть вкопанные в землю, высотой около 150 см и 30-40 см в диаметре, элементы в прямом смысле слова «отбивали» надвигающуюся угрозу.

По примеру европейских столиц тумбы появились на петербургских улицах в эпоху, когда основным видом транспорта были конные экипажи. Помимо отбивания колёс, у тумб была ещё одна важная функция: согласно указу 1816 года, ими отделяли проезжую часть от пешеходной. К концу XIX века от их использования стали отказываться, однако не всех «сторожей» городских подворотен удалось выкопать, и они ушли в землю с нарастанием культурного слоя.

Тумбы преимущественно исполнялись из чугуна и гранита. Чугунные отливались на Путиловском, Александровском и принадлежавшем Берду чугунолитейных заводах, но лишь единицы дошли до наших дней, и потому практически невозможно отыскать образцы с каждого из них. Гранитные же вытачивались под заказ у каменотесных мастеров Петербурга. Одним из таких был Самсон Суханов, скульптор и подрядчик, работавший в городе в первой трети XIX века. Тумбы его исполнения до сих пор красуются у углов его же дома на набережной реки Пряжки, 50.

Именно в нашем городе эти архитектурные элементы особенно интересны взгляду, различаются по размеру, декоративным элементам и конфигурации. Иногда с чугунными накладками, навершиями в виде розеток, масками животных.

-3

В последние десятилетия всё больше появляется идей возвратить тумбы на их исторические места, однако не всегда это получается удачно: реконструированная защита получается слишком очевидно новой и из-за неправильного расположения более не способной выполнять свою изначальную функцию.

Так произошло, например, с тумбами у парадного въезда во двор Строгановского дворца.

-4

Аскетичные, ничем не примечательные, наряду с изысканно отделанными, — но одинаково стойкие и непоколебимые — глыбы являются неотъемлемой частью настроения, характера, духа города. Неслучайно их образы находили отклик в душах поэтов и писателей.

«Что мне Париж, раз он не русский?!
Ах, для меня под дождь и град,
На каждой тумбе петербургской
Цветёт шампанский виноград!..»

(Н. Я. Агнивцев, «Гранитный призрак»)

«Какой там двор знакомый есть,
Какие тумбы! Хорошо бы
Туда перешагнуть, пролесть,
Там постоять, где спят сугробы
И плотно сложены дрова...»

(В. В. Набоков, «Ut pictura poesis»)

Автор: Ямина Алик

Иллюстрации: Рита Траут