История
Первое десятилетие эксплуатации вагонов типа "Е" показало, что метрополитен нуждается в новых типах подвижного состава. Увеличение пассажиропотока ( в особенности в Московском Метрополитене ) дискредитировала идею производства подвижного состава с кабинами в промежуточных вагонах. Кроме того, необходимо было повысить надёжность механической части и электрооборудования нового подвижного состава. В качестве временной меры было принято решение о создании промежуточных, переходных модификаций вагонов типа "Е". В тоже время необходимо было разработать принципиально новый тип подвижного состава - чем должен был стать вагон типа "И".
Вагон типа "Е". Фото из открытых источников.
Вагон типа "Е". Фото из открытых источников.
Испытания
Серийный выпуск метровагонов типа "И" намечался на 1970 год. Однако работы по нему затянулись. И только в 1973 году началась сборка первого вагона. В марте 1974 первые три вагона были доставлены с завода в электродепо "Сокол" для проведения испытаний.
Конструкция вагонов нового типа сильно отличалась от вагонов типа "Е". В ней были реализованы решения, которые улучшили надежность основных узлов. Кузов выполнен из высокопрочного алюминиевого сплава, вследствие чего вагоны были на 3 тонны легче вагонов типа "Е". Новая форма кузова позволила увеличить вместимость вагона на 25—30 пассажиров. Максимальная скорость была также увеличена до 100 км/ч против 90 у вагонов типа "Е". Была применена тиристорно-импульсная система управления тяговым электродвигателем и рекуперативное торможение.
В первой половине 1977 года поезд из вагонов типа "И", получивших обозначения 81-715.2 (головные) и 81-716.2 (промежуточные), проходил испытания в Московском метрополитене. Кузов был в два раза легче, чем изготавливаемый серийно, при одинаковых габаритах. Затраты на производство этих кузовов (сборка, сварка, окраска) были в 5 раз меньше по сравнению с затратами на производство вагонов типа "Е". Межведомственная комиссия рекомендовала к изготовлению опытно-промышленную партию этих вагонов.
В период с 1987 по 1988 год на Московском метрополитене в депо "Красная Пресня" испытывались 7 опытных вагонов типа "И" — третий состав, состоявший из вагонов типов 81-715.3 и 81-716.3.
По официальной версии, в связи с тем, что по результатам испытаний не удалось доработать систему электропривода с тиристорно-импульсной системой управления, а также в связи с повышением требований заказчика к пожаробезопасности алюминиевых вагонов, опытные работы по вагонам серии "И" в конце 1980-х годов были прекращены.
Современное состояние
Современное состояние плачевно. Вагоны 81-715.1/716.1 после испытаний были порезаны. Последний вагон типа 81-716.3 № 10011, стоял в депо ТЧ-4 "Красная Пресня", до утилизации в 2009 году. Вагон типа 81-715.2 № 10004, который планируется восстановить для музея вагонов Московского метрополитена, до сих пор стоит в депо "Красная Пресня".
Новые разработки
Несмотря на неудачу в реализации проекта, опыт был учтен. В 1991 году на свет появился 81-718/719, который сейчас эксплуатируется в метро Харькова и Ташкента. В Москве началась эксплуатация вагонов типа 81-720/721 "Яуза".
Подписывайтесь на канал, что-бы не пропускать новые статьи!