Буквально на днях директор ФИПИ Оксана Решетникова заявила, что ЕГЭ по русскому языку необходимо "докрутить". Все потому, что в 2020 году выпускники показали очень хорошие результаты. По мнению Решетниковой, это говорит о том, что экзамен оказался для выпускников слишком легким и его не помешало бы усложить.
На наш взгляд, впрочем, легкость экзамена - не единственно возможная причина успеха выпускников (не говоря уже о том, что скачок с 69,5 до 71,6 - это скачок всего лишь в два балла). Вполне вероятно, что выпускники так хорошо сдали экзамен, потому что во время карантина смогли реально сосредоточиться на экзамене, а не репетировать номера к последнему звонку и выпускному, не ходить на однообразные мероприятия 9 мая, не участвовать в субботниках и так далее.
Может быть и так, что учителя тоже поднакопили опыта и действительно стали лучше готовить выпускников. Но, к сожалению, Оксану Решетникову это не радует. Поэтому уже сейчас мы ждем новостей о том, как изменится ЕГЭ по русскому языку в 2021 году.
Традиционно демоверсии публикуются на сайте ФИПИ после начала учебного года. В сентябре появляется проект, какое-то время он обсуждается и к концу первого учебного месяца, в крайнем случае - в октябре публикуется уже утвержденный вариант. Который, к слову, редко отличается от проекта, несмотря на общественные дискуссии.
Пока демоверсии не опубликованы и до начала учебного года остается целых две недели, мы берем на себя смелость порассуждать о том, чего можно ожидать или опасаться в связи с желанием ФИПИ "докручивать" экзамен.
Скажем сразу, что изменения вряд ли коснутся формата экзамена. Потому что "угадайка" из ЕГЭ по русскому языку исчезла уже давно, а задания с кратким ответом хоть и являются по сути тестовыми, но не так просты, как казалось (о том, помогают ли тесты подготовиться к ЕГЭ, мы писали вот здесь).
1. Работа с "маленьким" текстом. Самая противоречивая часть экзамена, потому что, с одной стороны, первое и третье задание выполняются очень просто, а с другой стороны, в этом блоке заданий есть и второй номер - самое неоднозначное задание без четких критериев отбора пропущенных слов и, как выражаются медики, "с недоказанной эффективностью". Что может поменяться здесь? Идеальным был бы вариант просто убрать эту часть из экзамена. С другой стороны, именно она стимулирует педагогов учить понимать смысл текста, вычленять главное, конспектировать, в конце концов. Поэтому мы бы поставили на то, что она останется в неизменном виде.
2. Орфоэпия. Вряд ли уйдет из ЕГЭ хотя бы потому, что в мире остается еще немало тех, кто не в силах заставить себя просто взять и выучить. Просто взять и выучить ограниченный список ударений.
3. Лексика. Если говорить о задании №5, где выпускникам предлагают найти и заменить ошибочно употребленное слово паронимом, то его тронут вряд ли. Оно в меру сложное и в меру легкое, потому что, повторимся, в мире еще немало тех, кто не в силах заставить себя просто взять и выучить.
Если же говорить о 6 задании, то его вполне могут либо "модернизировать", либо упразднить совсем. Мало кто не заметит лексической ошибки в выражении "свободная вакансия" или "памятный сувенир", потому что эти примеры хрестоматийные. Кажется, даже ежику понятно, что "масло масляное". Выход из ситуации - убрать хрестоматийные примеры из КИМов.
4. Грамматика. Тоже вряд ли уйдет из ЕГЭ. Хотя, возможно, из 7 задания, как и из 6, исчезнут некоторые слова. Например, какие-нибудь "ихний" или "ложить". Ведь мы понимаем, что если человек дошел до 11 класса, то уж говорить "ихний" за 11 лет его в школе точно отучили.
5. Орфография. Скорее всего, этот раздел останется без изменений. Как ни странно, именно над этим блоком приходится дольше всего биться выпускникам и их репетиторам, потому что правил орфографии в русского языке много, а исключений из них еще больше.
6. Пунктуация. Подозреваем, что в отношении пунктуации составители КИМов захотят серьезно поработать над заданием №19, при выполнении которого уже давно никто не пользуется правилами. Вероятно, в задании появится гораздо больше типов придаточных предложений, а располагаться они будут так, чтобы интонация не очень-то помогала тем, кто не умеет расставлять знаки препинания по правилам. Вполне возможно, что усложнится и 17 задание, во всяком случае, способы его усовершенствовать вполне себе существуют.
7. Работа с "большим" текстом. Полагаем, что эта часть экзамена (задания №№22-27) останется без изменений. Усложнять ее вряд ли имеет смысл, потому что в целом это не самые легкие задания экзамена. Но и избавляться от нее тоже нет нужды. А вот проверять сочинения более тщательно, вероятно, стоило бы научиться. Неспроста же мы получили возмущенный комментарий от читательницы под постом об апелляции.
Подведем итоги. Если ЕГЭ по русскому языку будет "докручиваться" по предложенной нами схеме, это позволит авторам избавиться от 3 "халявных баллов" за задания №№1, 3 и 19, не решить которые пока что довольно сложно. А "модернизация" заданий №№6, 7 и 17 позволит избежать эффекта лотереи, которая всегда в них присутствует (кому-то достается "ихний" и "более лучший", а кому-то - "ясель" и "обгрызанный").
Кстати, в критериях оценки сочинения тоже есть один "халявный балл". И если ФИПИ решат от него избавиться, это тоже поможет им спустить статистику на отметку 69.
Как бы то ни было, пока нам остается только ждать проекта КИМов. Но несмотря на некоторую неопределенность, мы уже вовсю готовимся к началу учебного года. И уже объявили о проведении первых вебинаров, посвященных ЕГЭ по русскому языку.
Подключайтесь к нам 29 августа в 17.00 по ссылке: https://youtu.be/DwnoSnBqiZE и 31 августа в 19.00 в Инстаграме по ссылке: https://www.instagram.com/_bez_oshibok_/
А также подписывайтесь на нас в ВК, чтобы не пропустить момент, когда мы начнем готовиться к ЕГЭ вместе: https://vk.com/bezoshibokcom