Все родители школьников, затаив дыхание, ждут 20 августа — в этот день региональные власти должны решить, в какой форме будет проходить школьное обучение в новом году на их территориях. Мы поговорили с учителями из разных городов и узнали у них, чего они ждут от школы после каникул, готовы ли работать в кабинетной системе и как, по их мнению, должен быть устроен учебный процесс во время пандемии.
Наталья, преподаватель английского языка из Ханты-Мансийского автономного округа:
Конечно, очень хочется, чтобы школы открылись 1 сентября. Я скучаю по детям, по урокам в своем кабинете. Считаю, что дистанционное обучение не может заменить традиционное очное. Это особая атмосфера, энергетика.
Если школы откроются, то, конечно же, нужно будет продолжать уделять внимание гигиеническому воспитанию школьников. Роспотребнадзор выпустил рекомендации о кабинетной системе и переменах в разное время у разных классов. Такая идея мне не кажется выполнимой, так как безопасную дистанцию при 25 учениках в классе невозможно соблюдать, а дети все равно будут общаться вне зависимости от времени перемен.
Если из-за пандемии школы все-таки останутся закрытыми, то учителям необходимо продолжать совершенствоваться в системе дистанционного образования. Существует огромное количество разнообразных онлайн-инструментов, которыми нужно научиться пользоваться. И не забывать про здоровьесберегающие технологии — очень сложно целый день проводить перед монитором.
Александр, преподаватель изобразительного искусства в Воронеже:
Я бы предпочел, чтобы школы открылись с 1 сентября, так как вирус, скорее, имеет свойства модифицироваться. Заражения будут, точное их количество мы не узнаем, потому что статистика не очень раскрывается. Но с финансовой точки зрения жителям будет сложно сидеть дома и быть привязанным не только к ребенку, но и к дистанционному образованию.
Мне кажется, что Роспотребнадзор сам еще не знает, чего хочет. Я это прослеживаю по Яндекс.Новостям: у меня в настройках есть постоянные упоминания про учителей. И вот сообщается, что 1 сентября то будет, то не будет. В общем, очень много информации, и она постоянно меняется.
На мой взгляд, школ физически должно быть больше. В классах должно быть не более 20 человек. Города должны расти не ввысь, а вширь. Но это больше похоже на футуризм, поэтому не так уж и важно, чего хочется. И как ты не делай классы, все равно людей слишком много, а школ очень мало.
Да, вполне возможно было бы перейти на кабинетную систему, чтобы по классам ходили учителя, а не дети. Но есть некоторые предметы, где преподаватели ходить не смогут (музыка, химия, физкультура). Впрочем, дети все равно будут бегать и прыгать. Надо просто понимать, что безболезненных решений не будет, что угроза реальная, но по-другому уже не получится. Либо дистанционка — но не думаю, что родители согласятся. Пусть хотя бы первую четверть дети отучатся, а в четвертном перерыве можно дать назад, если нужно.
Я бы до Нового года в два раза удлинил перемены и предложил бы в это время кварцевание. Я так понимаю, это не дорогой вариант и более полезный с точки зрения защиты от вируса. Градусники бы выбросил, ибо от них пользы никакой, один симулякр. Ну и антисептики бы везде поставил для дезинфекции рук.
Что касается разного времени обучения, я бы дал возможность самим школам выбирать: учиться в одну смену или в две, как раньше. Если в две, то зарплата у учителей, естественно, должна быть выше. Если школа не хочет, то в одну смену, потому что за пять копеек учителя не хотят перенапрягаться. А так как принять решение через референдум летом в краткие сроки невозможно, то придется, наверное, оставить одну смену. И не потому что две смены — это плохо, а потому, что рабочий ритм учителей и родителей уже отлажен.
Поэтому, как минимум, кварцевание и антисептики — то, что может действительно помочь. Все остальные варианты — это интересно для размышления, но не реально.
Пандемия случается не так часто. Поэтому если мы опять вернемся к дистанционке, я бы просто на полгода — на год упростил бы все процедуры обучения. Ничего с нами не случится! Тем более, что в стране рабочие места не создаются, кумовство цветет и пахнет! Нужно оглянуться и окститься: никому массово не нужны образованные люди. Поэтому ничего страшного, если в порядке исключения, государство в лице учителей не будет журить школьников. Пусть будет год халявы. Тем более родители детей, особенно папы, могут чересчур перенервничать из-за нехватки денег, заработать себе стресс и уйти в иной мир гораздо раньше. Мне жалко родителей. Поэтому я бы просто «амнистировал» весь этот учебный год: жизнь дороже! Только детей надо предупредить, чтобы они не считали это за должное.
Анастасия, преподаватель русского языка и литературы из Санкт-Петербурга:
Конечно, хотелось бы вернуться в обычный режим работы, но, боюсь, есть большая вероятность, что опять будет дистанционка.
В ней есть свои плюсы и минусы, я не отношусь к дистанционному образованию исключительно отрицательно, с транспарантом митинговать против ДО точно не пойду. Не потому что это отдых для учителей и хочется его продлить — нет, для учителей это огромный труд и масса переработок.
Идея Роспотребнадзора о кабинетной системе обучения ожидаема, так как действительно важно снизить количество контактов, особенно в таких учреждениях, как школы. Понимаю, что учителям физики, химии, музыки будет трудно, и дети, скорее всего, будут все-таки ходить в их кабинеты, а не наоборот. В том, что ходить теперь будут учителя к детям, я вижу множество организационных трудностей: уменьшается время на подготовку учителя к уроку, на настройку оборудования. Мне придется носить тонны тетрадей и дополнительных материалов, которые всегда были под рукой в кабинете. А как сделать разные расписания звонков, я даже не представляю, правда.
Если нам все-таки придется вернуться к дистанционной форме обучения, на мой взгляд, школам следовало бы сформировать более четкое расписание (у нас были онлайн-уроки, их просто стало меньше). Нужно сформулировать четкие правила и требования к отправке домашних заданий (многие ученики игнорировали просьбы учителей). И пересмотреть необходимость отправлять ДЗ по всем классам и всем предметам.
Александра, преподаватель математики из Ставрополя:
На мой взгляд, было бы лучше, если бы школы 1 сентября открылись. Во время работы на дистанционке было замечено, что материал усваивается школьниками лишь частично (а иногда даже полностью не усваивается). Тяжело как детям, как учителям, так и родителям. Учителя перерабатывают, это не оплачивается. И та работа, которая проделывается учителем, бессмысленна, так как детям от нее особой пользы нет.
Если школы все-таки откроются, то занятия, на мой взгляд, должны проходить как обычно. Введение ограничение Роспотребнадзора не принесут ту пользу, на которую они рассчитаны. Невозможно будет проводить уроки, если будут установлены перемены в разное время (потому что будет очень шумно). Если оставить кабинетную систему, то дети будут видеться на переменах, а учителя на переменах будут бегать из кабинета в кабинет и не успевать подготовиться к уроку. Почему нужно придумывать проблему и не оставить все как есть?
Если же школы закроют опять, то, прежде всего, должна быть разработана единая система, по которой дети будут обучаться (а не так, что каждая школа выкручивается, как хочет). Необходимо полное изменение учебного плана — но как это реализовать, я не представляю. Нужно предоставить возможность как детям, так и учителям, вести нормальные дистанционные уроки, то есть обеспечить их техникой. И обязательно научить учителей старшего поколения пользоваться ПК и всеми системами: провести реальное обучение, а не курсы для галочки.
Полина, преподаватель английского языка из Москвы:
После совершенно нестандартного завершения учебного года, так же, как и мои коллеги, я не знаю, чего ожидать от сентября.
Из года в год в школьном сообществе этот месяц является символом начала: начала работы и учебного года в целом. Принято считать, что для того, чтобы началось что-то новое, что-то должно закончиться.
Так и сейчас может казаться, что все трудности, изменения и препятствия, с которыми мы столкнулись в связи с экстренным переходом на дистанционный формат обучения, могут остаться позади. Конечно, мне бы хотелось вернуться в кабинет, полный детского смеха и увлеченных, заинтересованных в знаниях глаз. Однако стабильность статистики заболевания Covid-19 и решения, принятые относительно обучения по всему миру, заставляют задуматься — поэтому рациональная часть меня за продолжение дистанционного формата.
Если же школа действительно откроется, единственное, что нам остается — это придерживаться рекомендаций и строго соблюдать организованный режим. Я убеждена, что добиться успеха в реализации общей цели возможно только благодаря личным усилиям и ответственному отношению каждого.
Нам предстоит не менее витиеватый сценарий и в случае продолжения дистанционного формата обучения. Однозначно стоит изучить существующие кейсы, присмотреться к опыту отдельных школ, успешно перешедших в дистанционный формат. Например, школа в которой я работаю, — Гимназия имени Е.М. Примакова, а также Новая школа, Хорошкола. Кроме того, как мне кажется, ключевым фокусом должна стать работа над мотивацией и вовлеченностью учеников.⠀
Изменения и новый опыт, приобретенный в 2020 году, может вывести школьное образование на новый уровень и окончательно зафиксировать статус и роль учителя в мире гаджетов и доступной информации.
Почитать еще:
Новый курс: что изменится в российских школах с 1 сентября 2020 года
Что изменится в российских школах с 2020 года: 8 важных нововведений