Найти тему
ZloiGamer

"Спокойной ночи, Вьетнам!" Обзор отвратительного польского шутера про Вьетнамскую войну.

.
.

Разбирая как-то свою древнюю коллекцию пиратских дисков с играми, я наткнулся на сборник шутеров ориентировочно года так 2005-2007. Геймеры нулевых прекрасно знают про эти сборники, на которых в одно и то же время умещались, как весьма годные игры, так и полный мусор. И это если говорить о тех, что нормально запускались, по тому как некоторые игры на таких дисках просто не работали и приходилось гадать, что там вообще такое.

Взяв в руки пахнущую дешевой пластмассой (не говори, что не почувствовал этот запах) коробку, я поймал взглядом игру под названием "The Hell in Vietnam", "Вьетнамский ад" в русской локализации. И мне в голову как-то машинально пришла мысль: "А как вообще можно не справиться с созданием игры в жанре FPS?" Ведь, если подумать, то ничего сложного (ну как-бы...) в создании шутера нет. Это же не какая-нибудь РПГ, в которой разработчикам действительно необходимо заморочиться, чтобы создать что-то достойное. Достаточно просто напридумывать разнообразных врагов, закинуть побольше интересного оружия, сделать разнообразные локации, напичканные секретками, по желанию геймдизайнера, более-менее сносную механику стрельбы и все, стрелялка готова! Даже закрученный сюжет не особо нужен, как завещал Кармак. Так вот, у польской студии City Interactive (многие из вас наверняка уже проблевались, услышав это словосочетание), всегда прекрасно получалась только одна вещь - создание поразительно отстойных и скучных шутеров. В этом они действительно настоящие мастера. Их игры, хотя "это" скорее целесообразно было-бы назвать игровыми продуктами, а не играми, всегда занимали почетные первые места во всевозможных анти-топах шутеров от первого лица. Это действительно слава, хоть и со стойким привкусом фекалий. Именно эта студия является разработчиком рассматриваемой сегодня мною игры. И, как вы наверно догадались, ничего хорошего нас на рисовых полях этого польского Вьетнама не ждет...

Небольшой брифинг, который есть перед каждой миссией. Ничего не напоминает?
Небольшой брифинг, который есть перед каждой миссией. Ничего не напоминает?

Вообще, стоит отметить, что поляки сделали интересный ход с сеттингом игры. До этого они клепали шутеры в основном по тематике Второй мировой, которые, само собой, были жалкой пародией на игры серии Call of Duty. А вот Вьетнам "гость" гораздо более редкий, когда речь заходит об играх вообще. Так сложилось, что тематика этой войны не особо популярна (уж по сравнению с современными войнами и упомянутой ВМВ) у игроделов. Честно говоря, не знаю, почему все именно так. Лично я могу вспомнить только три игры, в которых представлена эта война - серию "Vietcong" и мультиплеерные командные шутеры "Rising Storm 2: Vietnam" и "Battlefield Vietnam". Больше как-то ничего на ум не приходит...

А посему, любая игра в этом интереснейшем сеттинге воспринимается мною как нечто определенно заслуживающее внимания. Так я думал и в отношении этого польского поделия. Как же я тогда ошибался...

После долгой прелюдии приступлю наконец к обзору самой игры. И первое, что про нее стоит сказать - это тупой клон Колды. На самом деле, это более чем исчерпывающая характеристика. Представьте, что будет если взять любую игру этой отличной серии и выкинуть из нее кинематографичность, запоминающихся персонажей, динамичную стрельбу, сочные взрывы и эффекты, веселый мультиплеер? Правильно, получится "Вьетнамский ад" (название очень точно характеризует игровой процесс).

Начать стоит уже с главного меню. В игре банально нет нормальной настройки разрешения. Поляки просто-напросто поленились сделать поддержку всех известных разрешений, чтобы человек, по злой воле судьбы зашедший в их игру, мог выбрать свой формат экрана. Если бы это была игра, выпущенная в самом начале 2000-х я бы и слова не сказал, но этот треш вышел в 2007, мать его! Так же, по неясной мне причине, настройки детализации находятся в экстра пункте "Игра". Что мешало закинуть их в пункт "Графика", я совершенно не понимаю. Впрочем, о какой детализации может вообще идти речь? Графика в игре посредственная (удивительно, не правда ли?). Игра, кстати, использует движок первого "FEAR" (над которым поляки знатно поиздевались) и совершенно не раскрывает его потенциал. Текстуры мыльные, модельки так себе, физика даже не заходила. Но, самое забавное это то, что при ничем не примечательном визуале она все равно умудряется лагать...Кому нужна оптимизация? Никому, конечно! Про дизайн здешних уровней лучше вообще промолчать...Нет, серьезно...

Типичный польский левел-дизайн. Убого и сердито.
Типичный польский левел-дизайн. Убого и сердито.

Что касается самой важной части любой игры, а именно геймплея, то тут все также плохо, как и во всех остальных аспектах. Разработчики запороли самый важный элемент любого FPS - стрельбу. Стрелять во "Вьетнаме" просто скучно и не интересно. Оружие не обладает никаким весом, у него нет импакта, пули часто пролетают сквозь врагов, не нанося им урона, плохо анимирована перезарядка стволов. Сам арсенал довольно стандартный для "вьетнамской эры". В наличии имеются такие легендарные обрзцы огнестрела, как М-16, М-14, АК-47 (АКМ вообще-то), РПГ и так далее. Однако, полякам, по-видимому, было невдомёк, что разное оружие в реальной жизни обладает разными характеристиками, и, желательно, хоть как-то отображать это в игре, чтобы у игрока был резон пользоваться всем арсеналом. Поэтому, все оружие тут стреляет абсолютно одинаково. Нет разницы, что ваш персонаж держит в руках - пулемет М-60 или РПК, ощущения от стрельбы будут абсолютно одинаковыми. Если бы в реальной жизни палки умели стрелять, они делали бы это реалистичнее, чем оружие из "The Hell in Vietnam".

Плохо дела обстоят и с врагами, точнее с их интеллектом, которого просто нет. Местные воинственные вьетнамцы не сильно умнее палочек, которыми они едят рис. Все на что они способны это стоять и палить в главного героя от бедра, выкрикивая что-то на своем. Занимать укрытия они не приучены, видимо думая, что дух коммунизма защитит их от пуль оккупантов. Даже после того, как ГГ умирает, враги продолжают палить в его труп. Вот она, настоящая ненависть!

Ах да, забыл сказать, еще они умеют кидать гранаты. Вернее, не кидать, а просто Б-Е-С-К-О-Н-Е-Ч-Н-О спамить ими! Серьезно, когда я проходил игру осколочные гранаты в меня летели чаще, чем пули из автомата Калашникова. Причем, не трудно догадаться, что вьетнамцы швыряют их абсолютно в любой ситуации, даже когда игрок находится буквально в трех метрах от них. Умирал я чаще всего именно от сраных гранат.

Очередная граната...
Очередная граната...

Впрочем, с уроном, который наносят враги тоже какие-то непонятки. Иногда дамаг совершенно смехотворный, а иногда тупо ваншотят, что лишний раз только нервирует.

...а это то, что ты видишь после ее взрыва...
...а это то, что ты видишь после ее взрыва...

Помимо врагов в игре есть еще союзные американские пехотинцы. Пользы от них никакой, ибо они даже с метра не могут попасть по стоящему врагу. В самом начале игры мы можем лицезреть наш небольшой отряд, который состоит из абсолютно не харизматичных бревен.

Один из напарников. Явно срисован с героя Джона Гудмэна из "Большого Лебовски".
Один из напарников. Явно срисован с героя Джона Гудмэна из "Большого Лебовски".

Причем, постепенно количество членов отряда будет уменьшаться по воле могучих скриптов. Вы наверняка помните, как в серии Modern Warfare были обыграны сцены смертей боевых товарищей. Некоторых людей гибель Гоуста или Соупа МакТавиша реально пробивала на слезу, потому что они успевали полюбиться игрокам. В этой игре напарники главного героя тоже умирают, но обставлено все это настолько бездарно и нелепо, что не вызывает ничего, кроме ироничного смеха. Я даже не сразу понял, что произошло, когда один из моих сослуживцев просто упал на землю, идя по совершенно пустой дорожке в джунглях. После того, как он повалился как мешок известно с чем, другой напарник злобно выкрикнул что-то вроде: "Черт! Его подстрелили!". Кто его подстрелил, когда поблизости не было ни одного врага и даже не было ни единого выстрела? Мне, естественно, совершенно не понятно.

Его просто убило "ничего"...
Его просто убило "ничего"...

Смерти союзников всегда выглядят так, будто у них случился сердечный приступ (видимо от осознания того, что они являются персонажами убогого польского шутера). Вам еще нужно объяснять, насколько это херовая игра?

Его тоже...
Его тоже...

Миссии унылы и ничем не примечательны. Просто очередная калька с многочисленных военных шутеров от первого лица. Большую часть времени тебе нужно идти вперед по тоскливому коридору с зарослями по бокам и палить во все, что движется. Никакой кинематографичности и захватывающих скриптовых сцен. Просто забудьте.

Особенно меня позабавило то, насколько глупыми являются некоторые задания. Например, при зачистке одной из вьетнамских деревень с партизанами, мне поручили уничтожить при помощи С4 какой-то ржавый, разваливающийся по болтам ЗИС, на котором еще дедов на фронт воевать возили. Есть ли более бездарный способ профукать драгоценную взрывчатку? Я, если честно, очень сомневаюсь. Иногда дают возможность посидеть за турелью патрульного катера, после чего игра окончательно превращается в скучный тир. Есть также миссия, в которой нужно лететь на вертолете и палить из станкового пулемета по врагам внизу. По-идее в этот момент должна была играть какая-нибудь культовая песня вроде Fortunate Son, чтобы придавать нужную атмосферу, но так как бюджет этой игры явно представлял из себя бутылку польского самогона и три доширака, то музыка в этой миссии играет никакая. Да и вряд ли хоть одна из рок-групп тех времен согласилась бы иметь отношение к этому лютому трешу.

Можно целиться через мушку, на манер COD. Точнее вы не станете, не надейтесь.
Можно целиться через мушку, на манер COD. Точнее вы не станете, не надейтесь.

Что касается собственно сеттинга игры, то он просто-напросто никак не раскрывается в этом болоте из ужасного геймплея и плохой графики. Лично мне практически ничего не напоминало о том, что я являюсь участником одного из самых противоречивых и интересных конфликтов ХХ века. Никакие моральные темы, как в том же "Vietcong" тут не поднимаются. Нет никакой драмы, музыки тех времен, отсылок на культовые фильмы типа "Взвода" или "Апокалипсиса сегодня". Нет ничего. Зачем утруждать себя такими мелочами? Замените вьетнамских партизан в треугольных соломенных шляпах на каких-нибудь латиноамериканских революционеров или террористов и "Вьетнамский ад" можно спокойно переименовывать в что-то вроде "Спецназ: Миссия джунгли". Смысл тупо не поменяется. Именно таким образом студия City Interactive делала практически все свои игры. Минимум усилий и максимум кривого кода без души.

"The Hell in Vietnam" это определенно один из худших шутеров, в который мне довелось играть. Пустой, бессмысленный, скучный и просто отвратительный... Если хотите сделать кому-нибудь пакость, достаточно будет просто установить эту игру на его компьютер.

-10

Спасибо вам за прочитанную статью. Буду не против, если вы оформите подписку на мой канал. Это будет для меня хорошей дополнительной мотивацией.